Давайте обсудим
Читаю материал, присланный в нашу газету человеком профессии гуманитарной, преподавателем, обладателем ученой степени кандидата наук, и возникает стойкое ощущение дежавю: где-то, когда-то я это уже читала…
Несложная процедура: «гугл в помощь»… И вот он — «первоисточник» — статья известнейшего и популярнейшего российского публициста- оппозиционера, опубликованная в российском журнале «Огонек» несколько лет назад. Без преувеличения «слово в слово». С еще одним присланным этим же человеком материалом — ситуация та же.
— Да это же опубликованное у нас год назад интервью с заместителем руководителя одного из департаментов (к этому времени она уже работала в министерстве!), — реакция на другой подобный случай. Звоню «авторам» присланного материала — сотрудникам пресс-службы этого департамента: «Ребята, вы что творите!». В ответ — искреннее непонимание: «А что тут такого? Все так делают».
И именно от понимания, что, если не все, то почти (от этого легче ненамного) «все так делают», становится по-настоящему страшно.
Рефераты, скачанные из интернета, дипломы, «слепленные» из ворованных кусков чужого текста… Внедряемую систему «антиплагиат» научились обходить мастерски. Эти бы интеллектуальные усилия, да в благое русло. Но здесь все-таки читают, в какой-то мере усваивают «позаимствованную» информацию. Многие и этого не делают, покупают дипломную работу вместе с ответами на возможные вопросы. Продают их люди опытные, большей частью опыт преподавания имеющие, знают, какие вопросы задаются чаще всего.
Печально. Но автор «скачанного» реферата, компилированной дипломной работы хотя бы не получает за это ни вознаграждения, ни почета, ни популярности, которые могут обернуться денежными дивидендами. Чего не скажешь об обладателях ученых степеней, чьи диссертации готовились подобным образом. Хотя, при нынешней балльной системе оценки знаний студентов, каждый реферат — несколько баллов, вероятность успешной сдачи экзамена возрастает значительно. А там и до получения диплома о высшем образовании — рукой подать.
Конечно, нынешняя система образования — не предмет сегодняшнего разговора. Но все-таки… Приходят бывшие студенты, ставшие специалистами, в различные сферы и… Одни и те же цитаты, абзацы в выступлениях. Одни и те же присылаемые в газеты, публикуемые в социальных сетях материалы… Что намного серьезнее, работники они заведомо слабые. Потому что не научились думать, информацию обрабатывать, выводы самостоятельные делать… И еще: выходят они во взрослую жизнь, часто уже не осознавая границы между «черным» и «белым», «можно» и «нельзя», «добро» и «зло»…
Давайте в аксиоматичном «единожды солгав, солжет и дважды», глагол заменим на «украв»… Ведь само понятие «плагиат» происходит от латинского «plagio», что значит «похищаю». И разве столь важно, что похищаешь — вещь или идею? Наиболее распространенное определение таково: «плагиат — это любое незаконное умышленное присвоение своего авторства в отношении результатов чужого творческого или интеллектуального труда».
В Уголовном кодексе РК понятие «плагиат» отсутствует. В статье 184 речь идет о близком к нему «…нарушении авторских и (или) смежных прав». Наказание предусмотрено примерно такое же, как за любое иное хищение имущества.
Но почему же мы, осуждая воровство, так терпимо относимся к плагиату? Ведь если факт воровства публично не признается, то, в конечном итоге, это способствует еще большему воровству. По принципу: «Что не осуждено — не запрещено».
Сейчас мы много говорим о формировании антикоррупционного сознания, добропорядочности. Массовое непонимание того, что воровать нельзя не только деньги, драгоценности…, но и идеи, серьезно препятствует этому. Система «Антиплагиат» должна заработать в общественном сознании.
А, может быть, сгущаю краски? Давайте обсудим.
P.S. Два дня назад, выступая в Сенате Парламента РК, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сказал: «В этом году мы впервые внедрили систему антиплагиата Turnitin, сейчас применяем. Ввели соответствующие поправки в нормативные документы. Теперь все курсовые, дипломные, магистерские, научные работы будут проходить проверку на антиплагиате через эту систему».
Или? Прежнюю не столь современную систему научились «обходить» без особых усилий? Устоит ли новая?
Нина МИТЧИНОВА.