Мнение собственное
«Министерство культуры обяжет всех артистов сообщать об использовании так называемых «плюсовок» на законодательном уровне». Это из недавних новостей. Речь идет о том, что некоторые певцы в Казахстане выступают под фонограмму или, как говорится на сленге шоу-бизнеса, — «под фанеру».
Проблема назрела, и очень давно. Кажется, с 80-х годов прошлого века. Самые анекдотичные случаи рассказывали, конечно, далеко постфактум, «артисты», которые «рубили капусту» еще по дальним весям Союза. Один такой вспоминал, — за кулисами ставился проигрыватель с пластинками, откуда на колонки поступал сигнал. А певец просто открывал рот.
Ну еще припомним такое явление, когда в те же 80-е по большой стране колесили клоны известных поп-ансамблей, и в некоторых случаях эти клоны работали на один — головной — менеджмент. То есть это был сознательный обман публики, толком не знающей своих кумиров в лицо.
Вроде бы дела давно минувших дней, которые пора изжить. Певец должен честно петь, а публика… публика ждет именно этого — живого выступления со сцены. Так было всегда. До того, как техника прочно вошла в нашу жизнь.
Дело в том, что некоторые продюсерские центры решили по-иному, путем анализа они вывели для себя (и для нас) беспроигрышный вариант исполнителей, которые должны выглядеть так, чтобы безусловно понравиться слушателям. Внешне. Осталось дело за малым — найти такие таланты, которые могут еще и спеть. Но, оказывается, можно сделать гораздо проще. Найти людей с необходимыми внешними данными. Записать полностью альбом с профессиональными исполнителями. И погнать в турне свою группу, используя фонограмму. Это самый «жесткий» вариант.
Похоже сработала одна из западных групп прошлого Милли Ванилли, сейчас их помнят только любители поп-музыки конца 80-х. И что же? Когда обман с «чужими» фонограммами был раскрыт, ничто не помогло группе вернуть свой звездный статус, даже чистосердечное признание и введение оригинальных певцов. Разразился громадный скандал, который освещался во всех музыкальных изданиях.
Но есть варианты и «помягче», когда певец может спеть в студии, за несколько подходов «сделать» песню, а звукорежиссер уже доработает вокал. А там возможности просто безграничные. Компьютеры творят чудеса. И исполнитель идет со своей записью на подмостки. Вроде не обман, а все ж таки — не то, не живое выступление.
Во многих странах выступления «под фанеру» трактуются как преступление, обман слушателей. Настоящие звезды на концертах выступают только живьем (компакт-диск мы и дома послушаем).
Почему же на наших концертах совсем молодые исполнители нередко выступают под фонограмму? Разве так трудно дать еще один канал усиления с микрофона? Для пения, а не для того, чтобы кричать: я вас не слышу! Не такая уж сложная техническая задача. Зато мы услышим, как реально поет вокалист, его настоящие голосовые данные и мастерство.
И самое главное — эффект взаимодействия исполнителя со слушателем, когда он поет для зала (а не в студии звукозаписи) — ведь в этом и есть настоящая магия искусства.
Довелось послушать заслуженную артистку РК, несравненную Шолпан Дукумбаеву. Микрофон на сцене и ОНА, и ЕЕ божественный голос. Который зачаровал весь зал, установил невидимый контакт с каждым человеком, забрался куда-то в глубины наших душ, о которых мы, кажется, и не подозревали. Вокальная работа (да, по-настоящему петь для аудитории — это работа) в совокупности с артистизмом самой исполнительницы делают буквально чудеса. Зал замер, забывая дышать, а в финале разразился оглушительными аплодисментами.
Ходите на настоящие концерты, и пусть они несут радость общения с большими артистами.
Николай АФАНАСЬЕВ.