ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С НАСЕЛЕНИЕМ
На страницах нашей газеты мы подробно освещаем все заседания областного общественного совета. Каждое из них интересно, сделанные на них выводы — не только «повод для размышления», но и для конкретных действий в решении различных проблем. Что очень важно, действий совместных: исполнительных органов власти и институтов гражданского общества.
Прошедшее одиннадцатое заседание — убедительное тому подтверждение: острое и конструктивное. Речь шла о формировании и регулировании тарифов на коммунальные услуги — вопросе, по определению председателя областного общественного совета Сагинтая Елюбаева, «архиважного для населения».
Искать компромисс нужно всегда.
Тарифы — не исключение.
— Нам необходимо найти золотую середину, чтобы тарифы были приемлемыми и для потребителей, и для естественных монополий, — такая позиция, озвученная руководителем комиссии по вопросам экономики и бюджета ОС Галиной Марченковой, возглавившей рабочую группу по подготовке данного заседания, во многом объясняет, почему публичные слушания, предваряющие изменения тарифов, часто, по ее словам, превращаются в формальность. Позиция монополистов — «поднять тарифы и как можно выше», общественников, пришедших на слушания — «не поднимать. И точка». И две эти стороны услышать друг друга чаще всего не стремятся. В итоге всю ответственность приходится брать на себя местным исполнительным органам власти.
Надо сказать, что тональность выступлений некоторых приглашенных на заседание поставщиков коммунальных услуг поначалу была именно таковой, привычной, апробированной во многих дискуссиях: «Без повышения тарифов случится…».
«Модернизация электросетей — главный вопрос сегодняшнего дня. Срок службы многих электрических подстанций превышает предельно допустимый в полтора-два раза. При нынешних темпах, зависящих от тарифов, для полной их замены потребуются порядка 200-250 лет», — таков пессимистический прогноз директора ТОО «Кокшетау Энерго» Досымхана Оралбаева.
«Сколько посреднических звеньев при транспортировке электроэнергии? Каковы потери при транспортировке? Почему из года в год мы слышим одни и те же аргументы в пользу необходимости повышения тарифов? Население ваши услуги оплачивает исправно. Ищите внутренние резервы». Это часть вопросов и комментариев членов ОС, прозвучавших в ходе обсуждения этой позиции.
Директор ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу» Алибек Толебаев привел следующие данные. Фактические расходы в прошлом отопительном сезоне превысили утвержденные плановые на 15%. Дифференцированный тариф увеличивает расходы, ухудшает финансовое положение предприятия, приводит к росту кредиторской задолженности. Когда его устанавливали (2015 г.), приборы учета тепловой энергии были у 13% кокшетауцев, сейчас — у 80%. Убытки предприятия растут пропорционально.
Компенсирующий тариф, введенный приказом департамента по регулированию естественных монополий в связи с неисполнением тарифной сметы за два предшествующих отопительных сезона, на 36,7% ниже дифференцированного. За прошлый отопительный сезон предприятием были компенсированы населению 820 млн тенге, до конца 2020 года должны компенсировать еще один млрд тенге.
Дебиторская задолженность, переходящая из года в год, — порядка 120 млн тенге. Подписана заявка на рассмотрение повышения тарифа в связи с тем, что рыночная стоимость закупаемого мазута выросла практически в два раза.
— Почему жители областного центра при недопустимо низком качестве питьевой воды не заболевают гепатитом А? Да потому что мы воду из крана элементарно не пьем. Но оплачиваем фактически техническую воду по цене питьевой, — говорила руководитель департамента охраны общественного здоровья Айнагуль Мусина, приведшая очень тревожные результаты лабораторных исследований. Новостью ни для директора «Көкшетау Су Арнасы» Ермека Умиргалиева, ни для нас — простых потребителей, они, конечно, не стали. Существующая станция очистки воды эксплуатируется с 1972 года. В 1986 году была признана непригодной к эксплуатации и рекомендована к списанию. Действующая технология очистки воды из Чаглинского водохранилища не обеспечивает качество воды в паводковый и летний периоды, на этот период станция сокращает свою производительность до минимума, и вода в город подается в основном из Кокшетауского группового водопровода. Принимаемые меры по замене кварцевого песка и ремонту металлоконструкций сооружений не решают проблему. Необходимо строительство новых очистных сооружений.
— Так может, все-таки тариф увеличить, чтобы реконструкцию провести. Бутилированная вода нам недешево обходится, — предлагала Айнагуль Мусина.
Словом, привычного для общественных слушаний «Тариф держать любым путем» руководители предприятий, поставляющих коммунальные услуги, не услышали. И прежде всего потому, что этому заседанию предшествовал тщательный анализ состояния дел, проведенный рабочей группой под руководством Галины Марченковой.
Некоторые из сделанных ими выводов таковы.
Основной проблемой деятельности предприятий являются неплатежи. Часть населения привыкла не платить за потребленные коммунальные услуги. Неплатежи потребителей ведут к недостатку оборотных средств, росту дебиторской задолженности. В результате увеличиваются затраты. Снижается экономическая эффективность работы отрасли.
Низкая заработная плата и тяжелые условия труда способствуют оттоку квалифицированных кадров. На предприятиях более половины автотранспортных средств и тяжелой техники изношены. Приобрести технику за счет собственных средств не представляется возможным из-за их нехватки, наличия дебиторской задолженности.
Существующий уровень тарифов на отпускаемую энергию не позволяет обеспечить рентабельность объектов монополий, необходимое обслуживание оборудования, повышать уровень оплаты работников предприятия.
И при этом. На предприятиях не в полной мере изыскиваются внутренние резервы для модернизации техники и технологий. Нет должного контроля за состоянием приборов учета тепловой и электрической энергии. Часто картина такова — приборы учета неисправны, во многих местах отсутствуют клеммные крышки, сроки проверки давно истекли. Отсюда и модное сегодня слово — коммерческие потери. То есть, по сути, хищение. По факту они достигают 1,4% общей выработки электроэнергии. И почему мы должны их учитывать при расчете тарифов на электрическую и тепловую энергию?
На заседании совета обратили внимание и на такой момент: «Никто не думает о том, как сберечь тепло, а думают лишь о том, как получить его подешевле. За счет кого?». Энергосберегающие технологии пропагандируются, но не внедряются.
В итоге приходится констатировать, что как и в целом по стране, тарифы, будут расти. Вопрос в том, насколько быстро и резко, и будет ли должный эффект от их повышения.
Рассмотреть дифференцированные тарифы для потребителей с приборами учета тепла, не изменяя их предельный уровень. Такова одна из рекомендаций, принятая на заседании.
В целях снижения субсидий, выделяемых из бюджета, акимату г. Кокшетау рассмотреть, а руководству «Кокшетау Жылу» внести предложение по пересмотру дифференцированных тарифов по категориям потребителей, в частности для бюджетных организаций.
Следующее предложение, на наш взгляд, принципиально важное. Повышать тарифы при условии наличия у монополистов планов, где четко указано, сколько изношенного оборудования и сетей надо заменить и сроки, когда поэтапно это будет сделано.
Одна из задач общественного совета — донести эту информацию до населения. И делать это так, чтобы поняли и приняли.
Чтобы работа была реальной
Вести «конкретную предварительную работу, учитывающую потребности общества. Для этого надо значительно усилить систему контроля, анализа и прогнозирования».
Данное в Послании поручение Президента РК обращено ко всем институтам гражданского общества. И к общественным советам в первую очередь.
Об этом шла речь на семинаре «Деятельность общественных советов в Казахстане. Проблемы и перспективы развития», проведенном президентом ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталовой.
В частности, она говорила о том, что в работе ОС существуют проблемы, решение которых требует законодательного обеспечения: «Нужно поднять статус общественных советов, расширить полномочия их членов, конкретно определить механизмы деятельности».
Общественный контроль, экспертиза, мониторинг… Несмотря на то, что в законе РК об общественных советах эти понятия есть, их механизм четко не определен. А без этого осуществлять реальную работу достаточно сложно.
Зауреш Батталова считает, что в каждом регионе, исходя из его специфики, должно быть разработано собственное положение об общественном мониторинге.
Очень подробно рассказала она об интерактивной карте общественного контроля, в режиме реального времени отображающей сведения о выделенных бюджетных средствах на строительство, ремонт и содержание социальных объектов. Апробированная в пилотном режиме в столице, она начинает внедряться во всех регионах страны. Делая доступными и понятными для населения важные сведения о бюджетных затратах, карта, по замыслу разработчиков, должна стать эффективным механизмом общественного контроля.
— Чтобы результаты были реальными, надо работать не от заседания к заседанию, а постоянно, — подчеркивала Зауреш Батталова. — Для этого надо создавать команду помощников и единомышленников.
Она убеждена в том, что популярность и востребованность ОС будут возрастать. В частности и потому, что на следующих выборах маслиха-ты будут формироваться по партийным спискам. Так что для людей активных, но беспартийных, они станут хорошей площадкой для выражения своего мнения, защиты общих интересов.
Как привлечь профессионалов
Организаторы республиканского социологического исследования «Анализ текущего развития института общественных советов в РК», целью которого является подготовка комплексного доклада, рассматривают круглый стол, организованный ОЮЛ «Гражданский альянс Акмолинской области», как форму группового интервью.
Результаты обсуждения, надо сказать, неоднозначны, потому что вышло оно далеко за рамки деятельности ОС. В принципе, наверное, так и должно быть, поскольку, по словам председателя Гражданского альянса области Ирины Терентьевой, «как институт гражданского общества общественные советы показали свою состоятельность. Но предстоит большая работа».
Ирина Михайловна напомнила о том, что на втором Мажилисе общественных советов РК речь шла о том, что далеко не всегда на заседаниях рассматриваются действительно актуальные вопросы. Вместо того, чтобы первыми оперативно реагировать на острые проблемные ситуации и участвовать в их урегулировании, общественные советы часто «оглядываются» на акиматы и их реакцию.
Задача ОС — вовлечение населения в процесс принятия значимых решений. Именно они вместе с другими некоммерческими организациями призваны стать подлинными субъектами общественного контроля.
Общественный контроль необходим, но уж очень дело это ответственное. Требует не только времени, сил, желания, но и глубокого знания специфики контролируемой сферы.
Руководитель общественного фонда «Sara» Сара Баймаганбетова третий год подряд реализует лот областного управления внутренней политики, направленный на повышение эффективности деятельности общественных советов. В его рамках проводилось анкетирование с целью выяснить степень информированности населения о деятельности ОС. Но проводили его, как часто бывает, сами общественные советы. Так что результаты получились заведомо хорошими. Но вот вопросы: «Обращались ли вы в общественные советы?», «Решались ли ваши вопросы?», «Хотели бы вы войти в состав общественных советов?» остались без ответов. А ведь по правилам эмпирической социологии их вполне можно отнести к числу контрольных, проверяющих правдивость предыдущих ответов.
О том, что работа многих общественных советов часто далека от желаемой — очевидно, независимо от результатов социологических исследований.
— Все упирается в качественный состав общественных советов. Выборы в них должны быть открытыми, честными, добровольными. В них должны входить патриотичные, энергичные, эмоциональные, грамотные люди, обладающие опытом работы, — говорила Сара Каржасовна.
Все это, конечно, так. Но. «В апреле в состав совета ввели молодежных лидеров, представителей профсоюзных организаций, политических партий. Но пока наша молодежь активного участия в работе советов не принимает. Больше работают члены из прошлого состава, которые могут выступить экспертами по различным направлениям», — говорил руководитель аппарата областного маслихата Дулат Журумбаев.
И это вполне объяснимо. Можно представить, сколько времени потребовала подготовка заседания, о котором идет речь в начале материала. И если бы не профессионализм выступившего в роли эксперта Александра Мартыненко, долгие годы проработавшего в сфере ЖКХ, то вряд ли бы оно было столь эффективным.
Профессионалы нужны везде, всегда и всюду. В общественных советах тоже. Тем более, если проводится мониторинг такой сферы, как, допустим, здравоохранение… Да и любой другой. Но высококлассные профессионалы «с головой» загружены на своем рабочем месте. И при всем желании и гражданской ответственности заняться общественной работой им часто просто некогда.
На республиканском уровне решить вопрос экспертного сопровождения деятельности ОС. Исключить дублирование деятельности маслихатов. Определять тематику заседаний, исходя из проблем данного региона… Такова часть предложений, выработанных на заседании круглого стола.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Тулегена КОШЕГУЛОВА.