Религия и общество
На основании сотрудничества с НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и гранта Министерства информации и общественного развития РК, Социологический ресурсный центр проводит комплексное социологическое исследование по подготовке национального доклада: «Обзорный доклад о состоянии религиозной сферы в РК».
В рамках исследования проводится анкетирование населения в Кокшетау, опрос экспертов, теологов, представителей государственных и правоохранительных органов. Цель этой работы — анализ религиозной ситуации, определение уровня религиозности и конфессиональной ориентации населения, проводится оценка отношений между представителями различных конфессий и религиозных течений, уровня терпимости и межконфессионального согласия.
Понятие «религиозный экстремизм» стало упоминаться в общественно-политической лексике сравнительно недавно, а в СМИ получило свое широкое распространение в последние 20 лет, и по всеобщему убеждению, является одной из актуальнейших современных угроз для общества практически во всех странах. Это связано с большой мобильностью населения в мире, массовой миграцией и значительным изменением социальной структуры общества даже в традиционалистских странах Европы, где часто, так называемые некоренные жители, уже составляют до 10 процентов от общей численности населения.
В юридической практике под религиозным экстремизмом подразумевается деятельность каких-либо организаций или физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на разжигание религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, и непосредственно деятельностью по осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам религиозной ненависти либо вражды, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии и т.п.
Вместе с тем достаточно часто любые акты терроризма или экстремистские действия связывают с религиозным экстремизмом, хотя это в корне неверно.
Природа терроризма различна и находится гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Зачастую в исторической ретроспективе она может быть связана с политическими или социальными причинами и не иметь никакого отношения к религиозной неприязни или розни. Наиболее часто этот стереотип действует в отношении исламского экстремизма. Любые экстремистские действия, совершаемые выходцами из, так называемых исламских стран, автоматически причисляются к религиозному экстремизму, хотя могут иметь различные причины, даже личного или бытового характера.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года №124 утверждена «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы», которая сменила первую программу «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы». В рамках данной программы в целях профилактики и предупреждения религиозного экстремизма и терроризма во всех регионах республики утверждаются планы и функционируют мобильные группы. Мобильные группы возглавляют руководители отделов акиматов и представители прокуратуры. В составе мобильных групп — государственные служащие, представители органов внутренних дел, образования, этнокультурных центров, СМИ, молодежных НПО и религиоведы.
Особое внимание уделяется информационно- разъяснительной работе по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, которая предусматривает повышение религиозной грамотности населения разных социальных слоев путем регулярных лекториев, оповещения через различные каналы, включая места общественного пользования, базары, торговые центры, вокзалы и т. п. Жителям предлагается тематический раздаточный материал в виде буклетов, брошюр, демонстрируются художественные и документальные фильмы, разъясняется Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы.
Э. БЕСПАЕВА,
специалист Социологического ресурсного центра.