Давайте обсудим
Адресная социальная помощь за последние несколько месяцев стала одной из самых обсуждаемых тем в СМИ и социальных сетях. На популярных форумах не утихают баталии между получателями помощи и ее противниками. Одни настаивают, что выплаты многодетным семьям необходимы, другие уверены: давать пособия тем, кто заводит 4-5 детей, не имея работы и жилья, — значит поощрять иждивенчество. Впрочем, для органов соцзащиты сегодня гораздо важнее выяснить, всем ли получателям адресная соцпомощь действительно необходима. Ведь в ходе последних проверок выяснилось, что многие получающие пособия живут вполне благополучно…
На прошлой неделе все новостные ленты облетели фотографии шикарных домов, принадлежащих получателям АСП из южных регионов Казахстана. По информации, озвученной в СМИ заместителем Премьер-министра Гульшарой Абдыкаликовой, адресную социальную помощь в нашей стране получают более 240 тысяч семей — около 1,4 млн человек. При этом до 1 апреля, когда в стране был изменен критерий оказания АСП, повысивший черту бедности с 50% до 70% от прожиточного минимума, получателей помощи было в три раза меньше.
Сегодня на оказание АСП из республиканского бюджета предусмотрены 202,5 млрд тенге. Однако, как отметила Абдыкаликова, в результате проверок объективности назначения АСП уже выявлены около двух тысяч фактов махинаций. Выяснилось, что многие многодетные семьи оформили фиктивные разводы, чтобы получать пособие на детей (а для малообеспеченных многодетных оно составляет более 20 тысяч тенге на каждого ребенка). Некоторым оказалось выгоднее уволиться с работы и получить пособие, другие переписали свое имущество на родственников, чтобы комиссия признала семью нуждающейся, третьи забили скот на домашнем подворье, чтобы он не был засчитан в доход семьи.
По словам руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Дины Ахметжановой, в нашем регионе сегодня участковыми комиссиями проводятся повторные проверки реального уровня доходов граждан, получающих АСП, связанные с ростом количества получателей. Особое внимание при этом уделяется владельцам индивидуальных предприятий. Занижение уровня доходов, которые приносит ИП, многим семьям могло дать право на получение АСП, хотя в реальности у них есть и солидный большой дом, и автомобиль, и возможности для достойного заработка. Как же таким назначили помощь? Ответ, что называется, на поверхности: прием заявок и назначение помощи проводились в ускоренном режиме. В апреле сотрудники центров занятости обработали сотни заявлений, документы оформляли ежедневно до поздней ночи и могли просто не успеть все проверить. К тому же, по документам такие семьи соответствуют всем критериям.
Как исправить ситуацию?
В управлении отметили, что с каждой из семей получателей АСП, на поверку оказавшейся вполне благополучной, проводятся беседы. Нужно отметить, что в нашем регионе таковых пока выявлены единицы. Сотрудники убеждают получателей вернуть деньги государству, как говорится, по-хорошему. В противном случае их дела будут переданы в правоохранительные органы. Несколько жителей Кокшетау уже написали заявление об отказе от помощи государства, другие вернули выплаченные средства.
Однако сам факт того, что люди идут на махинации, чтобы получить помощь от государства, подтверждает: иждивенчество в нашем обществе еще долго не будет побеждено. Знаю лично несколько многодетных семей, в которых матери ухаживают за детьми, а отцы работают на износ, чтобы обеспечить всем достойную жизнь. Есть и такие, где одна женщина, оставшись без мужа с детьми на руках, работает в двух местах, а ночью таксует, чтобы купить детям все необходимое. Однако немало и тех, кто просто ждет, когда соседи принесут детские вещи, бизнесмены угостят бесплатным обедом, а государство предоставит денежную помощь. Семьи, которые оформляют фиктивные разводы и переписывают имущество на родню, на мой субъективный взгляд, — из той же категории иждивенцев, не желающих нести ответственность и трудиться на благо собственной семьи.
А вы как считаете? Давайте обсудим…
Владислава КОКОРИНА.