ВЕРА И ОБЩЕСТВО: Не превращать религию в модный тренд, Духовность и коррупция — понятия несовместимые, В сегодняшнем мире все — бумеранг

Не превращать религию в модный тренд

Ислам как религия мира и согласия пришел на земли Казахской степи еще в далеком VIII веке. Историки связывают это с событиями Атлахского (Таласского) сражения в 751 г., когда объединенные войска казахских родов с арабами и примкнувшими позже карлуками дали отпор вторгшейся китайской армии. Таласская битва вошла в историю как решающий фактор в исламизации Центральной Азии. Позже ислам стал государственной религией Караханидов в X веке, а также получил дальнейшее распространение в периоды правления ханов Золотой Орды Берке-хана и Узбек-хана. Изучая труды великих казахских философов-мыслителей, поэтов ХІХ-ХХ веков Машхур Жусипулы, Абая Кунанбайулы, Шакарима Кудайбердыулы, Ыбырая Алтынсарина, Мыржакыпа Дулатулы и др., мы видим, насколько глубоки были познания наших предков в исламе ханафитской школы, самой толерантной среди других правовых школ (мазхабов) и поэтому сумевшей широко распространиться мирным путем в Средней Азии.

К сожалению, период атеизма, когда религию считали «опиумом для народа», усилия государственной машины, брошенные на искоренение религии в целом, не могли пройти бесследно. Также сказалось отсутствие своего духовного управления в Казахстане. Долгие годы ислам был представлен как комплекс ритуалов и обрядов, к тому же обросший многими суевериями.

12 января 1990 года произошло важное событие в истории казахского народа, было создано свое Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). О свободе исповедания религии объявил Ратбек кажы Нысанбай-ұлы, выбранный муфтием на первом Курултае мусульман Казахстана. Перед ДУМК стояли задачи решения многих проблем в сфере вероисповедания: недостаточное количество мест, предназначенных для совершения богослужения, религиозных обрядов и церемоний, отсутствие мечетей в некоторых областях, нехватка религиозных служителей, отсутствие своего религиозного учебного заведения.

Для подготовки кадров силами ДУМК в 1990 г. были открыты Исламский институт в г.Алматы и медресе в п.Мерке Джамбульской области. Конечно, этого было недостаточно для быстро растущей мусульманской уммы, для открывающихся новых мечетей. С середины 1990-х годов в поисках религиозных знаний молодежь начала выезжать за границу.

Практически все постсоветские страны стали заложниками деструктивных идеологий, потому как не могли предложить достойную альтернативу молодежи, которая активно ринулась в страны ближнего и дальнего зарубежья за бесплатным религиозным образованием, не разобравшись толком, что оно представляет и какие риски несет. И уже в конце 1990-х — начале 2000-х годов молодые люди, не получившие в свое время базового религиозного образования у себя на родине, но уже набравшиеся «чистого ислама», начали возвращаться в Казахстан. Они импортировали культуру, традиции той страны, где обучались религии. Отсутствие критического мышления, недостаточность в познании менталитета казахского народа послужило тому, что они начали «возводить этажи, не укрепив фундамент». Также их наивностью, неразборчивостью в получении знаний воспользовались зарубежные псевдопроповедники, преследующие совсем другие цели, для которых религия всего лишь была ширмой, скрывающей их истинное лицо.

После анализа этой тревожной тенденции, государством были впервые предприняты попытки упорядочить получение теологического образования в Казахстане. Здесь важно отметить заслуги Первого Президента РК Нурсултана   Назарбаева.   Принцип светскости государства не стал препятствием для принятия решения об исламском вузе, открытие которого было согласовано при встрече с Президентом Египта еще в 1993 г. Между тем потребовался значительный срок, чтобы закончить строительство учебного комплекса.

Университет «Нур-Мубарак».

К заслугам нового муфтия Абсаттара-хаджи Дербисали, выбранного в 2000 г., можно отнести открытие в 2003 г. университета «Нур-Мубарак», упорядочение всей системы обучения в девяти медресе, получивших статус «медресе-колледж». Сейчас в Казахстане воспитана целая плеяда высокообразованных религиозных ученых, знающих историю и почитающих обычаи и традиции своего народа, горячо любящих свою Отчизну! Проводится большая работа по возврату самостоятельно выехавших на учебу студентов из сомнительных теологических вузов, с дальнейшим обустройством или продолжением учебы в наших учебных заведениях. За последние три года более 400 студентов вернулись в Казахстан. ДУМК, во главе с новым верховным муфтием Серикбай-кажы Оразом, проводит огромную работу, заключены договоры по обучению с зарекомендовавшими себя положительно теологическими вузами Турции, Египта и др. По завершении учебы студенты распределяются и обеспечиваются в дальнейшем работой, в отличие от тех, кто самостоятельно выехал на учебу. Созданный при ДУМК совет улемов издает фетвы по многим возникающим вопросам в области религии.

В Казахстане идут поиски оптимального баланса между светским характером государства и свободой вероисповеданий. К сожалению, мы наблюдаем, что сильное «завинчивание гаек» может спровоцировать таджикский вариант, когда тысячи людей оказались в рядах И ГИЛ, или же, наоборот, киргизский вариант, когда государство полностью самоустранилось, что привело к гиперактивности верующих. И что очень важно, нужно бороться не с последствиями, а с причинами появления таких тенденций. Здесь стоит отметить проводимую у нас государством и официальным духовенством большую информационно-просветительскую работу с привлечением опытных теологов, психологов.

Практика и время показали, что людей, попавших в ряды деструктивных религиозных течений, очень трудно оттуда вытащить. Поэтому задачи по выработке, в основном у неокрепшей умом молодежи, иммунитета к враждебной идеологии являются одними из главных.

Здесь, возможно, целесообразно более раннее внедрение в учебный план школы предмета по основам религиоведения. Также огромную роль играет семья. Учитывая, что многие родители прошли школу атеизма, полезным будет общее посещение культовых центров, где из первых уст будут разъяснены основы вероучения, внедрены базовые знания. Очень важно не превращать религию в модный тренд!

Для определенной части населения свойственны внешние проявления набожности, интерес к публичности религиозной жизни.

Согласно статистике, около 90% граждан Казахстана относят себя к верующим, из них более 70% — к мусульманам. Но проблема в том, что лишь единицы из них действительно разбираются в тонкостях этой религии и способны отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Остальные, как правило, плывут по течению и верят тем, кто более красноречив и убедителен. Зачастую именно религиозная безграмотность становится причиной вербовки наших граждан различными радикальными течениями.

Токсанбай ШАРИПОВ,
специалист-теолог ГКУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» областного управления внутренней политики.

***

Духовность и коррупция — понятия несовместимые

Верховный муфтий Казахстана Ораз Серикбай: «В Исламе четко сказано, что Аллах не любит и проклинает взяточников и посредников. Коррупция — это болезнь, которая противоречит всем нашим ценностям и религии нашего народа».

Старший священник Свято-Успенского кафедрального собора (г. Нур-Султан) протоиерей Дмитрий Байдек: «Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества. Совершенно недопустимо, когда вовлеченность в коррупционные схемы становится един-ственным средством получить эффективную и своевременную помощь. Православная церковь призывает и верующих, и неверующих людей избегать пороков сребролюбия, мщения, мздоимства».

Глава Евангелическо-лютеранской церкви в РК, архиепископ Юрий Новгородов: «Не укради. Не возжелай добра, которое тебе не принадлежит. Проповедь честности — постоянная составляющая наших обращений к прихожанам. Коррупция — тоже воровство».

Все это священнослужители говорили на прошедшем в режиме видео-конференц-связи республиканском заседании круглого стола: «Роль духовенства в формировании нравственного поколения без коррупции».

— Для нас очень важно укреплять взаимодействие с вами, священнослужителями, в вопросах воспитания у прихожан сильной гражданской позиции и нулевой терпимости к коррупционным проявлениям, — обращался к ним председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев. — Каждый из вас может разъяснять запреты на незаконные действия не только с точки зрения религиозных догматов, но и общепринятых норм человеческой морали.

И. о. председателя комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Бауыржан Бакиров в своем выступлении подчеркивал, что одними уголовными и административными мерами проблему коррупции ни в одной стране мира не искоренить. Представители традиционных религий никогда не стояли в стороне. По всей республике духовные служители проводят проповеди, обличающие отрицательные стороны коррупционных проявлений. В каждой мировой традиционной религии есть предписания для верующих, которые регламентируют жизнь человека. Они могут звучать по-разному, но смысл один — противодействие коррупции и ее неприятие.

Информируя о мерах в сфере формирования антикоррупционной культуры, заместитель председателя АД ГСПК Олжас Бектенов отметил, что подрастающее поколение охвачено антикорруционным воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах страны: «Важно, чтобы люди осознанно сторонились коррупции. Такое убеждение возможно через нравственное и духовное развитие человека. Мечеть, церковь, храм, синагога и другие культовые сооружения — это центры нравственного воспитания. Хотелось бы попросить о внедрении при совершении религиозных обрядов, проповедей практику постоянного разъяснения греховности коррупции».

— Мы отделены от государства, но не от общества. Наши прихожане — не инопланетяне — эта мысль не раз звучала на протяжении всего заседания.

В том, чтобы дети получали в вузе качественные знания, а не «разводили сессию», чтобы не было оснований сомневаться в квалификации лечащего нас доктора, чтобы в срок получать качественные государственные услуги… заинтересованы все: верующие, независимо от того, какую религию исповедуют, атеисты. Значит, и справиться с коррупцией можно и должно общими усилиями. При этом роль религии сложно переоценить. Значит, в рамках казахстанского законодательства, регулирующего религиозную сферу, нужно искать новые формы взаимодействия с религиозными организациями — значимым элементом гражданского общества.

*   *   *

Продолжением этого содержательного разговора стал круглый стол «Духовность и нравственность в формировании всеобщего неприятия коррупции», прошедший по инициативе областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции.

— Антикоррупционное движение должно приобрести массовый характер. Это требует изменения всей философии работы и воспитания, — говорила модератор круглого стола, заместитель акима области Айна Мусралимова.

Уполномоченный представитель ДУМК по Акмолинской области Куаныш кажы Сабит: «В Коране содержится множество поучений, обличающих коррупцию и призывающих избавлять от нее общество. Духовенству надо останавливать людей. Осуществлять нравственное воспитание на примере жизни пророков, святых и праведных людей. Убежден, что совместными усилиями государства, общественности, религиозных лидеров мы способны поставить твердый заслон распространению коррупции в нашей стране. Главное — искоренение греховных желаний, которые могут привести человека к преступлению.

Епископ Кокшетауской и Акмолинской епархии Серапион: «Бог даровал каждому человеку силу победы над грехом. Невозможно победить грех без желания человека и напряжения всей его воли. Бог спасает нас только при условии нашего участия и стремления к этому. Если греху не противиться, то он овладеет всей волей человека, подчинит себе все его внутренние и внешние силы».

Пресвитер Евангелическо-лютеранского прихода Акмолинской области Эвальд Красовский: «Во все времена проявлением греха была и остается коррупция. Ведь в переводе с латинского этот термин означает «растлевать». Коррупция — производная от растления духа, есть его следствие. Где-то в большей, где-то в меньшей степени, но свойственна всем человеческим сообществам. Мы должны воспитывать молодежь на высоких примерах высоконравственной жизни Христа, Мухаммеда, Будды».

Состоявшийся разговор был богат аргументами, которые в практике антикоррупционного воспитания, очевидно, могут использовать не только священнослужители.

Заповедь «не убий» непреложна для всех мировых религий. Также повсюду нынешних коррупционеров с незапамятных времен называли казнокрадами. Но разве ворующий из государственной казны не крадет деньги сирот, не забирает кусокхлеба у неимущих, в помощь которым эти средства были предназначены. И не становится ли он убийцей людей, у которых отнимает последнюю надежду?

Участники круглого стола сравнивали коррупцию с подобием наркотической зависимости. «Совершив этот грех впервые, человек испытывает угрызения совести, но пытается примириться с ней, — говорил отец Серапион. — Совершив мздоимство еще и еще, начинает получать наслаждение. Не задумываясь о том, что разрушает не только общественные устои, но и себя самого, лишаясь надежды на жизнь вечную».

Некоторые рассуждения подтверждали, что превалирование превенции коррупции над наказанием вполне оправдано. Если человек не совершает преступления из-за страха разоблачения и наказания, конечно, уже неплохо. Но пагубная тяга остается, и как только внешние сдерживающие факторы исчезнут, возможность появится…

Путь нравственного очищения, изменения сознания — сложен, долог, но только он может привести к здоровому обществу, свободному от растлевающей всех и вся коррупции.

— Поскольку коррупция осуждается не только законами, но и постулатами религий, в формировании антикоррупционной культуры мы прибегаем к помощи религиозной общественности. Мы уверены, что высокая нравственность и авторитет священнослужителей помогут внести неоценимый вклад в укрепление культурных ценностей населения, — отмечал руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Берген Беспалинов.

Нина МИТЧИНОВА.

***

В сегодняшнем мире все — бумеранг

Уже несколько лет в девятых классах общеобразовательных школ республики проводятся уроки религиоведения. Ребят очень привлекает тематика занятий, ведь они получают стройные знания о том, кто такие пророк Мухаммед и Ахмет Яссауи, Науан Хазрет и Шакарим Кудайбердиев, Фома Аквинский и Заратустра, Иисус Христос и мать Тереза, интересуются сурами Корана и заповедями Христа…

Исходя из своего немалого опыта работы с молодежью, убеждена, что религиоведческие знания — хорошая прививка против терроризма и экстремизма, овладение ими способствуют формированию толерантности.

Пытливая молодежь замечает, что любая религия в принципе не может быть, на их взгляд, абсолютно толерантной к представителям другой веры. В каждой существует такое понятие, как «иноверец», в нем уже слышится скрытая угроза и противостояние. Молодежь очень интересуется проводимыми в Hyp-Султане съездами мировых религий, когда католические священники, православные иерархи, седобородые имамы, буддистские монахи собираются в столичном Дворце мира и согласия. Призывают к миру, любви к ближним, говорят о том, как важно не допускать кровопролития.

— Но мир-то сотрясается от религиозных конфликтов, — задают вопросы дети. — Поджоги, взрывы, захват заложников. Выходит, паства не слышит своих пастырей или просто не умеет убеждать?

Тогда учителю приходится разъяснять детям, что проводимые в столице РК съезды мировых религий — это всегда попытка усилить позитивные возможности религий, при этом надо понимать, что собираются вовсе не политики. В Hyp-Султан приезжают глубоко верующие люди. Другой вопрос, какие выводы делают политики из подобных встреч? Какие уроки извлекают? Крайне важен сам факт диалога как такового, моменты острой полемики, комментарии выступлений религиозных деятелей, дискуссии и теологические диспуты.

Также живой интерес детей вызывает то, что основой возникновения радикализма традиционно считается салафизм — исламский фундаментализм, не совпадающий с традиционным исламом и существующим порядком светского общества. Экстремизм подобен раковой опухоли, и если не проводить профилактику, то он разрастется и пустит корни поглубже. А как быть с молодежью…

Противостоять навязчивой пропаганде радикального ислама можно на базе исламской теологии, шариата и фикха. В основе терроризма лежит понятие джихад, ассоциируемое с вооруженной борьбой. В Коране 35 определений джихада, и только четыре из них связаны с действиями защиты родины. На деле джихад — это усердие на пути Аллаха, в исламе это борьба с духовными или социальными пороками, ложью, обманом, развратом, устранение социальной несправедливости. Кроме того, в арабском языке это слово означает любое усердие или усилие в работе, учебе… Именно шариат осуждает терроризм и разве убийство невинных детей и ни в чем неповинных стариков можно назвать джихадом? Мусульманин не должен проливать чужую кровь. Кровь можно пролить, только защищая мать, семью, родину, близких.

Нам нужно больше работать с детьми, пропагандировать истинный ислам, а не то чем прикрываются экстремисты. Религиозный экстремизм, по мнению политологов, не зависит от уровня жизни, от религии. Это паразитирующий самостоятельный организм и практически ни одно государство в мире не избежало этого вируса.

Традиционные и электронные СМИ изобилуют материалами об очередных террористических актах. Отсюда вывод — в современном глобализирующемся мире все — бумеранг. Социальное неравенство в сочетании с популистскими идеями о равенстве и братстве всех мусульман, независимо от того, в какой стране проживают, — это коктейль огромной разрушительной силы.

В мировых СМИ встречаются материалы, содержащие порой грубые высказывания антисемитского, антимусульманского и антихристианского толка. Большей частью они не имеют под собой основы, а точнее, научного объяснения. Очень важно, что сейчас появилось такое понятие, как теологическая экспертиза. Именно она и должна помочь определить и показать ту тонкую линию между религией и терроризмом, между листовками, призывающими к насилию и войне, и религиозной литературой, между образом жизни человека и состоянием его души…

«Терроризм не имеет национальной и конфессиональной принадлежности», Вновь и вновь этот тезис воспроизводится политиками и общественными деятелями. Но сколь бы часто ни повторяли политики, что террорист — это преступник без роду и племени, неизменным фоном для их заявлений остаются межэтнические и межконфессиональные противоречия.

Экстремизм и терроризм — нет проблемы острее для современного общества. И нет проблемы более деликатной, болезненной, чем связь экстремизма и терроризма с национальной и религиозной принадлежностью.

Почему наша молодежь нередко подвержена негативному воздействию деструктивных культов, разрушающих незрелое сознание и парализующих некрепкую волю подрастающего поколения?

Представители традиционных религий в СМИ делятся своим видением о влиянии веры на умы и сознание молодых, отмечая, что любая религия, призывая к миру, заботится прежде всего о душе человека, вселяет в него идеи добра и справедливости.

На уроках религиоведения также приходится разъяснять Закон РК «О религии», и дети делают весьма важный вывод о том, что проблемы веры не могут оставаться без государственного регулирования, тем более, что в связи с религиозным бумом параллельно возникает и негативная реакция атеистически настроенного населения страны.

Однако представляется, что причины ухода некоторой части молодежи в деструктивные культы следует искать прежде всего в негативных социальных и экономических явлениях: низкий уровень качества жизни, безработица родителей, явная и скрытая инфляция, отсутствие организованного досуга, правовой нигилизм, отсутствие политической грамотности, проявление социальной несправедливости, выраженное в том двойном стандарте, который присущ порой социуму.

Многие не читают газет, не знают, что происходит в мире, стране, приграничных республиках. Гражданская апатия, социальное безразличие, политическая пассивность, неумение организоваться и постоять за свои права — все это приводит к тому, что очень легко можно заманить в дурман тонкой пропаганды молодежь с ее безволием, несформировавшимся мировоззрением. Чтобы бороться со злом, надо прежде всего искоренить экономическую подоплеку социальной бедности, менталитет нищеты, перекрыть финансовые подпитки организаторов такого социального зла, как религиозный экстремизм.

И кому как не знающему педагогу необходимо предельно тактично, деликатно и политкорректно объяснять детям государственную политику в деле воспитания религиозной толерантности, анализировать религиозную ситуацию в регионе, подчеркивать, что мы, казахи, приняв ислам гораздо позже других народов, никогда не были фанатиками. Наоборот, нам, казахстанцам, свойственны терпимость кдругим религиям и уважение к чужой вере. Но уповать на вековые традиции в век интернета и цветных революций недальновидно, тем более зная, как повели себя фанатики, мнящие себя поборниками «истинного ислама».

В гуманитарных науках важна духовность. Следовательно, воспитание чувств, а задача религии всегда была не разделять, а объединять людей. Казахстанский путь в современном мире уникален: сочетание Востока и Запада, взаимопроникновение мусульманских и христианских традиций, обмен опытом. Потому уметь вести диалог религиозных культур важно научить молодое поколение казахстанцев со школьной скамьи.

Алия АХЕТОВА,
учитель истории, права, обществознания,
член Союза журналистов РК.

Читайте также