Точка зрения
Продолжается обсуждение проекта закона «О статусе педагога». Очень хорошо, что общество созрело для этого.
Однако, внимательно изучив предлагаемый проект, мы были разочарованы содержанием, многие его пункты повторяют статьи известных законов и некоторых статей Конституции РК.
Понятие «статус», по Толковому словарю Сергея Ожегова, означает «состояние», «положение», «состояние общественных отношений». В проекте же не определено, о каком именно статусе педагога идет речь. Не сказано и о том, какова цель законопроекта.
Представляется целесообразным слово «педагог» заменить на понятие «учитель», как и принято в литературе и искусстве, где он воспевается. «Педагог» в переводе с греческого (языка происхождения термина) означает буквально: «раб, водящий дите» или «ведущий ребенка».
Первым признаком (критерием) высокого статуса учителя являются фундаментальные знания. Первым Учителем человечества был Аристотель. Именно Учителем, а не педагогом. Он создал универсальную философию, куда входили социология, политика, логика, физика…
Казахстан в свое время дал второго Учителя человечеству — Абу Наср аль Фараби, который до сих пор имеет высокий статус ученого, второго Учителя, человека высокой нравственности.
Фундаментальные знания, по нашему твердому убеждению, составляют прочную основу социального статуса учителя. Обществу, особенно учащейся молодежи, нужны методически грамотные, фундаментально подготовленные учительские кадры.
К сожалению, приходится констатировать, что часы на фундаментальную подготовку учителей по основам наук сократились в несколько раз. Качество подготовки учительских кадров раньше обеспечивалось тем, что основы наук фундаментально вели узкие специалисты. И это благотворно отражалось на социальном статусе учителя: его ценили, уважали в обществе.
Узкие специалисты сегодня не востребованы, рядовые преподаватели ведут по 10-15 дисциплин, нередко далеких друг от друга. Часто меняются учебные программы, не обеспеченные стабильными учебниками, основным источником учебной информации стал российский интернет. При таком подходе профессиональный и методический уровень преподавателей не растет.
Глава Зет. 121 полностью посвящена правам педагога в профессиональной деятельности. Данная статья состоит из 27 пунктов и в ней перепутаны обязанности и права. Многие обязанности возведены в статус прав. Прав обычно всегда меньше, а обязанностей много. Поэтому предлагаем включить пять жизненно важных прав учителя, которые вытекают из Конституции РК, но более конкретно.
- Учитель имеет право на сокращенный рабочий день, это связано с проверкой тетрадей, подготовкой к урокам, работой с родителями, с самообразованием.
- Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, это связано с тем, что на учителей нападают, обзывают нецензурными словами, не готовятся курокам, что ведет к конфликтам.
- Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы, это связано с тем, что учителя близко к сердцу принимают нарушение дисциплины (учебной), невыполнение заданий, нежелание добросовестно учиться, которые ведут к профессиональным заболеваниям.
- Учитель имеет право отказаться от административных поручений, не связанных с профессиональной деятельностью (например, ремонт класса).
Нужно корректно отделить пункты прав и обязанностей и написать, не повторяя известные законы. Когда читаешь проект закона, то складывается впечатление, что статус учителя состоит из бесконечного перечисления прав и обязанностей. Кроме того, авторы не владеют теорией вопроса, не понятна методология проблемы, нет новизны, которая действительно подняла бы престиж учителя в обществе.
Обычно у нас любят ссылаться на Запад в вопросах реформ образования. Поэтому мы изучили проблему в контексте культурно-исторического подхода в образовании и в психологии. По данным ЮНЕСКО, учительство дает своей деятельностью 12% ВВП. Это очень много, поэтому труд учителя должен быть высокооплачиваемым!
Проект закона, предлагаемый МОН РК, не снабжен даже введением, для чего принимается закон «О статусе педагога», с какой целью?
При написании проекта закона не учтен опыт развитых стран, не осуществлен культурно-исторический подход к исследованию проблемы социального статуса учителя. Считаю, что в таком сыром виде принять закон не представляется возможным.
Кулуш КЕНЖЕГАЛИЕВ,
кандидат педагогических наук,
доцент, отличник образования РК,
профессор РАЕ,
обладатель медали Ы. Алтынсарина.