Газета живет, пока есть доверие читателя

С чем я «Акмолинскую правду» и поздравляю, через 9 месяцев 100 лет стукнет, без всякого подхалимажа так и хочется воскликнуть: хороша, жива еще «старушка».

Пройдя испытание временем, увидев своими глазами коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную, подъем целины, развитый социализм, перестройку, рыночное становление суверенного Казахстана, она набралась опыта, профессиональных знаний, нашла и продолжает искать тропинку к сердцу взыскательного читателя.

Впрочем, для газеты вековой юбилей далеко не критический возраст. Скорее наоборот, переходя во второе столетие существования, она как бы начинает новую жизнь с чистого листа. Вроде все остается по-прежнему, и в то же время напрашиваются более доверительные отношения между теми, кто делает газету и теми, кто пользуется ее продуктом.

Доверие — ключевое слово во всех сферах жизни, в медийном пространстве оно ключевое трижды. И чтобы его заслужить, по личному опыту знаю, необходимо дружить с правдой. На память приходят сравнительные строки: «Ох, нелегкая эта работа, из болота тащить бегемота…». Дружить с правдой журналистам архисложно, особенно в профессиональном плане, столько кривых переулков на этом пути.

Перечислять их нет смысла, однако один назвать стоит — кто в доме хозяин, тот и заказывает музыку, бывает, с фальшивой мелодией. Ничего не поделаешь, таковы неписанные правила жизни, но они не отменяют дружбы с правдой, в противном случае, извините за резкость, на редакции можно вешать замок.

Судя по общему содержанию «Акмолинской правды», демократизму ее материалов, хозяин в доме неплохой, по крайней мере, не мешает коллективу дружить с правдой. Прошу не путать хозяина с главным редактором, он наемный работник.

Делюсь первым собственным эксклюзивом: быть обласканным властью, с одной стороны, хорошо, увеличивается, причем кратно, доступ к информации, правда, есть существенное «но», ты будешь ограничен в самостоятельности, а вот когда будешь обласкан читателем, все остальное станет морем по колено.

С какой стороны не подходи, всплывает ключевое слово «доверие». Приглашаю глубже порассуждать на эту тему, для юбиляра польза, для нас, читателей, способ высказать свое мнение. Вспомним Чехова: «Дурак любит учить, умный любит учиться». Учить не собираюсь, а учиться будем вместе.

Расскажу случай из своей газетной практики, он как раз в тему. В середине 90-х прошлого века (время беспредела) получил письмо от работницы сельского ТОО. Содержание такое. Полгода ей не выплачивают заработную плату, решение суда в пользу на руках, но у директора предприятия разговор короткий: денег нет, жалуйтесь хоть Президенту…

Скажу честно, можно было на жалобу не реагировать, похожих в корпункт «Казправды» приходило до десятка в месяц, подготовить дежурный ответ и поставить в истории точку. Для себя — точку, человеку же от этого не легче, вот вопрос. Заставила отправиться в командировку фраза, которой заканчивалось письмо: «Обращаюсь к вам, как в последнюю инстанцию…».

Последняя инстанция — не литературный штамп, как могут подумать далекие от этого люди. Я бы назвал эти слова криком отчаяния, между прочим, они сопровождают многие письма в редакцию. Не отозваться на них, равносильно проявить равнодушие, что для профессии журналиста абсолютно недопустимо. Между читателем и газетой сразу возникнет стена отчуждения, после чего вернуть прежнее доверие практически невозможно.

Итак, я приехал в деревню, встретился с жалобщицей, пожилой женщиной, руководством ТОО, акимом района, председателем районного суда, разбирая ситуацию, что называется, по косточкам. Через неделю опубликовал критический материал. Работу сделал на совесть, посчитал я, дальше, как карта ляжет.

После публикации статьи в республиканской газете прошел примерно месяц. Звонок в дверь, открываю, на пороге автор жалобы, улыбается и произносит: «Узнала Ваш адрес, приехала сказать спасибо, зарплату за полгода вернули…». Приехала за 170 км на стареньком «москвиче», за рулем внук. Для журналиста подобные визиты — высшая награда за его труд. В деталях историю помню до сих пор. Районный аким при каждом удобном случае повторял: «Суд не мог довести проблему до конца, корреспондент все расставил по своим местам».

Второй мой эксклюзив: великая сила СМИ приносит успех, если в основе журналистских материалов лежит вся та же правда, с выверенной позицией автора. Грамотно перечислить факты много ума не надо, без присутствия собственного мнения, которое позже по всем правилам жанра трансформируется в общественное, газетные «выстрелы» уйдут в «молоко», паралелльно ударив негативом по доверию.

Третий мой эксклюзив: чем живут люди, тем должна жить газета, в другой оболочке доверие просто не состоится. Сделаем ревизию сами себе, уверен, довольными не останемся. Все проблемы охватить невозможно, жизненно-важные упускать нельзя, их надо знать, о них надо помнить, о них писать.

На исходе прошлого года столкнулся с фактом, который покоя не дает до сих пор. Случайно узнаю, самодостаточный аул Булак, что в Зерендинском районе, пакует чемоданы, собираясь «откочевать» в город. На то сложились веские причины. Социальная сфера села начинает формироваться пропорционально проживающему в нем населению. Мало молодежи — не будет клуба, мало учащихся — не будет школы, мало взрослых — не будет медпункта и так далее.

Бюджету содержать малоперспективную и малонаселенную деревню невыгодно, что, наверное, правильно и логично. А как же люди? Вопрос решается разными путями, но все упирается в одно — родители ради будущего детей готовы на любые меры, в том числе и покинуть давно обжитые места. И что в знаменателе? В знаменателе, комментирует знакомый и успешный предприниматель Александр Белуха, «крышка моему бизнесу».

Господдержка есть, кормов вдоволь, 1000 га ячменем засеял, скота 900 голов КРС, а работать на ферме, в поле некому, сегодня это самое больное место для сельской глубинки.

Тот же знакомый предприниматель, стремясь удержать рабочую силу, выстроил целую систему льготных условий: бесплатно выписывает корма для скота, за свои кровные оплачивает газ, свет, вдвое поднял зарплату. Не прошибает. Неделю наемный люд поработает, бросает, рано вставать неохота, поздно ложиться… Замены уволенным нет, продолжается процесс обезлюживания сельской местности.

Булак немного в другой ситуации. Хотя в знаменателе результат тот же. Об этом ауле за свою многолетнюю журналистскую карьеру я написал ряд газетных материалов, восторженно отзываясь об аккуратности местных жителей. Аул трижды признавался лучшим в области по благоустройству, отличаясь исключительным трудолюбием, предпринимательской жилкой.

Представляете, аульчане своими силами взялись производить перегной для дачников. Скота в ауле много, навоз пропадал даром. Второй доход Булаку приносила заготовка, переработка, продажа дров, далее шли излишки сена. Кроме того, городской потребитель получал из аула свежайшие молоко, мясо, кумыс, масло, сметану, айран. Не станет аула, а все к тому идет, не досчитаемся очередного деревенского кормильца. 48 дворов, 246 жителей, многие из которых, повторяюсь, сидят на чемоданах. Тема злободневная, острейшая, требующая анализа, обсуждения, гласности. Местные СМИ об этом молчат, местная власть с ними, как ни странно, солидарна. Поднимется шум, она окажется крайней, лучше подстраховаться позицией наблюдателя.

У аульчан тоже все непросто складывается. Добротные дома продать не могут, в городе их также никто не ждет. Где выход? Честно говоря, не знаю, но людей поддержать надо, на первый случай неплохо бы организовать в печатных изданиях рубрику «Чем живет малое село».

Я не утрирую, говорю, как считаю нужным, как есть на самом деле. Кстати, идея идет от читателей. Например, аульчане высказали просьбу больше писать о малоперспективых селах, их настоящей и будущей судьбе. Общество должно знать о людях, обеспечивающих его продовольственную безопасность.

Другая серьезная проблема, и она тоже замалчивается. Минимум половина сельского населения испытывает трудности с отоплением. Уголь неожиданно оказался не по карману, продается дорого, низкого качества. Посредники греют руки, потребители еле сводят концы с концами. Разве не тема для обсуждения?

Или уже три месяца амбулаторные больные, получающие бесплатные лекарства, остаются на голодном пайке. В этой сфере крутятся большие бюджетные деньги. Доходят ли они до потребителя — неизвестно. Журналистское расследование так и просится на газетную страницу.

Во время подписной кампании нас, собкоров, отправляли в трудовые коллективы в качестве имиджмейкеров того издания, где мы работали. Происходил доверительный диалог. На встречах в областном центре часто приходилось слышать такое пожелание. Город красивый, город ухоженный, в нем тепло, уютно, зелено, говорили завтрашние потенциальные читатели, почему не пишете в газетах, или вам только негатив подавай?

А ведь наш читатель прав, за последнее время Кокшетау сильно изменился, похорошел. А где доброе слово в адрес исполнительной власти, в целом его жителей? Порядок-то наводится совместными силами.

Позволю себе провести сравнение футбольного клуба с печатным изданием, у первого фанаты, у второго — подписчики, те же самые фанаты. Клуб начинает плохо играть, болельщики от него отворачиваются, похожая метаморфоза происходит с газетой, неудачные публикации снижают число подписчиков. «Акмолинская правда» в острой конкуренции сумела удержать тираж на прежнем уровне. Двигаясь навстречу знатному юбилею, коллективу, естественно, хочется превзойти свои достижения. Лучшая оценка его труда — благодарность читателя.

С чего начали, к тому и вернулись. Доверие, правдивое слово, чуткое отношение к проблемам населения, профессиональное их освещение — всегда были и остаются основополагающим фундаментом журналистского ремесла. Все остальное — популизм и формализм чистой воды, напоминающие айсберг. Над водой чисто и справедливо, под водой -мутно и сомнительно.

Не зря же родилось выражение «умейте читать между строк». По мне так эту хитрую грамоту познавать не имеет смысла. Сегодня истина, встречается такой пробел в современной журналистике, завуалирована глубоко, до нее добраться трудно, часто она вообще отсутствует, вместо нее предлагается муляж.

Пора подводить итог. Сегодня одной из старейших газет страны «Акмолинской правде» я посвятил не так уж много строк, решив главным героем настоящей публикации вопреки всем традициям сделать ее читателя. Праздник издания, это и праздник читателя. За оставшееся до юбилея время свое отношение к газете, уверен, выскажут люди разных профессий и социальных статусов. Таким образом, будет сформирована читательская дорожная карта на следующее столетие, указывающая генеральную линию издания.

Уже хотел бы поставить точку, как на память пришла забытая сейчас пословица: «Сказавши правду, держи коня наготове». Чем не эпиграф к нашей публикации, с одной лишь оговоркой — говори правду чаще, иначе конь застоится…

Александр КУЗЕННЫЙ.

Фото Юрия БРАГИНА

Читайте также