Как управлять имуществом МСУ

План нации — 100 конкретных шагов
Как известно, в рамках реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева с 1 января 2018 года на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения с численностью населения свыше 2 тыс. человек внедрен самостоятельный бюджет местного самоуправления. В связи с этим были внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов, в том числе и в Закон «О государственном имуществе».

Так, с начала текущего года в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах с численностью населения более двух тысяч человек управление коммунальным имуществом местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной Законом, осуществляется аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Отметим, что эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих правовую, организационную и экономическую основу самоуправления, но и от понимания населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления, от действительной способности осуществлять местное самоуправление. В этой связи в области на постоянной основе проводятся семинары и форумы по обучению акимов сельских округов и сотрудников местных акиматов по вопросам внедрения самостоятельного бюджета и управления коммунальным имуществом МСУ.

В Типовой перечень районного коммунального имущества, передаваемого в состав имущества местного самоуправления (ПП РК от 24.02.2014 года №148), в ноябре 2017 года внесены изменения (25.11.2017 года № 776). Так, в состав коммунального имущества МСУ передаются:

  1. Имущественные комплексы районных коммунальных юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах дошкольного образования (детские сады) и культурно-досуговой деятельности (Дома культуры).
  1. Имущество, закрепленное за районными коммунальными юридическими лицами.
  2. Объекты общего пользования и иное имущество (автомобильные дороги, улицы населенного пункта, парки, скверы, памятники).

Передача государственного имущества осуществляется в следующем порядке: имущество районных коммунальных юридических лиц передается на уровень коммунального имущества местного самоуправления на основании ходатайства аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества) по решению местного исполнительного органа района (города областного значения). Имущество коммунальных юридических лиц местного самоуправления передается на уровень районного коммунального имущества на основании решений аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа (по согласованию с собранием местного сообщества) и местного исполнительного органа района (города областного значения). После принятия решения в 30-дневный срок оформляется передаточный акт, который утверждается руководителями местных исполнительных органов районов и аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

Если в коммунальное имущество МСУ передано недвижимое имущество, то в соответствии с законодательством РК балансодержатель обязан обратиться с заявлением о государственной регистрации в органы юстиции в срок не позднее шести месяцев.

При передаче районного коммунального государственного предприятия в состав коммунального имущества местного самоуправления необходимо провести:

1) перерегистрацию предприятия в органах юстиции;

2)   разработать и утвердить устав. Типовой устав (положение) государственного учреждения и государственного предприятия утвержден Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 сентября 2017 года № 1202.

В компетенцию аппарата акима сельского округа также входит предоставление имущества в аренду и доверительное управление. Передача в аренду государственного имущества осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министра национальной экономики № 212 от 17.03.2015 года. Процедура передачи в имущественный наем проводится в электронном формате в Реестре государственного имущества. Арендная плата рассчитывается согласно коэффициентам, утвержденным Правилами.

При наличии излишнего и неиспользуемого имущества, подлежащего передаче в аренду, балансодержатель предоставляет в аппарат акима сельского округа информацию об объекте, которая размещается в Реестре госимущества.

В случае, если площадь передаваемых в аренду помещений менее 100 кв.м, наниматель, т.е. физическое или негосударственное юридическое лицо, направляет заявку на аренду, которая рассматривается посредством веб-портала в течение 15 календарных дней, на 15 день портал автоматически формирует уведомление, на основании которого аппарат акима заключает договор имущественного найма с нанимателем.

Если в аренду передаются помещения площадью свыше 100 кв.м, либо в случае подачи на один объект двух и более заявок, передача в аренду осуществляется путем проведения тендера. При подготовке и проведении тендера аппарат акима формирует тендерную комиссию и готовит тендерную документацию. Протокол о результатах тендера формируется порталом. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену за объект.

Передача в доверительное управление проводится на основании Правил, утвержденных Приказом Министра национальной экономики № 17 от 16 января 2015 года. Учредителем доверительного управления является аппарат акима сельского округа. Решение о передаче объекта в доверительное управление принимается учредителем. Сведения об объекте включаются аппаратом акима в Реестр государственного имущества.

В случае передачи в доверительное управление с правом выкупа имущества, приобретенного за счет средств местного самоуправления, решение в обязательном порядке согласовывается с собранием местного сообщества.

Передача объекта в доверительное управление осуществляется на тендерной основе, за исключением случаев, предусмотренных Правилами (п.5). Также в компетенцию аппарата акима сельского округа входит принятие решения о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование государственным юридическим лицам.

Передача производится на основании договора безвозмездного пользования на условиях долевого возмещения затрат на содержание (оплата коммунальных услуг, осуществление капительного и текущего ремонта и т.д.). При этом передаваемое имущество должно соответствовать Нормам обеспечения государственных органов площадями для размещения аппарата государственных органов, утвержденным приказом Министра финансов РК № 179 от 17.03.2015 года.

Продажа государственного имущества осуществляется в соответствии с Правилами продажи объектов приватизации, утвержденными Постановлением Правительства № 920 от 9 августа 2011 года. При принятии решения о приватизации следует учесть, что необходимо выделение бюджетных средств для заключения договоров государственных закупок услуг по опубликованию извещений о проведении торгов и оценке объектов приватизации.

При продаже коммунального имущества местного самоуправления продавцом является аппарат акима сельского округа. Продажа государственного имущества также осуществляется в электронном формате в Реестре государственного имущества.

Таким образом, при передаче имущества в аренду, доверительное управление либо приватизации информация в обязательном порядке должна быть размещена в Реестре государственного имущества www.gosreestr.kz.

В заключение необходимо отметить, что общий порядок формирования и управления коммунальным имуществом местного самоуправления осуществляется по аналогии с коммунальным имуществом районов, а основными принципами управления являются эффективное использование государственного имущества на благо общества, гласность и законность.

ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области».

Читайте также