Как создать город, в котором хочется жить

Развитие инновационных и сервисных секторов
У очень популярного сегодня термина «устойчивый город» множество определений, и все они — антонимы ставшим привычными для нас понятиям: плохая экология, огромные пробки на дорогах, проблемы со здоровьем у людей, в нем проживающих.

В устойчивом городе сами жители стремятся минимизировать потребление энергии, воды и продуктов питания, исключить нерациональное выделение тепла, загрязнение воздуха продуктами жизнедеятельности, в том числе углекислым и другими парниковыми газами, снизить до минимума загрязнение водных объектов, почв, бережно относятся к зеленым зонам… А в итоге устойчивый город — это город, в котором хочется жить. Безопасно, комфортно, дыша полной грудью.

Создать такой город только усилиями власти или группы «зеленых» энтузиастов — нереально. Только вместе с жителями и бизнесом. О том, как это можно сделать и как уже делается в ряде стран, отдельных казахстанских регионах (пока чаще всего, в пилотном режиме) шла речь на медиатренинге для журналистов по «зеленым» субсидиям, организованном представительством ПРООН в Казахстане. Речь шла о том, насколько важно донести до всех и каждого, что экологично, «зелено» — это не только «здОрово и здорОво», но еще и выгодно в самом прямом материальном смысле.

Почему закончился каменный век

Ответы на вопросы, сформулированные экспертом по энергоэффективности проектов ПРООН Айман Шопаевой: «В чем смысл экономии энергии? Нужно ли это нам, когда нет дефицита топлива в стране?» — частично содержались в выступлении регионального технического советника ПРООН Джона Обрайна. Его информация о том, что предпринимают в разных странах, чтобы сократить влияние на климат — это серьезный повод не только для размышления, но и для конкретных практических действий.

По прогнозам экспертов в ближайшие 20-30 лет спрос на электроэнергию в мире вырастет на 25-30%, а значит может возрасти и количество вредных выбросов электростанций, не только тепловых. Главными источниками роста станут жилье и коммерческая недвижимость, а также промышленность и транспорт.

Географически спрос будет наибольшими темпами расти в Индии и Африке, а в странах ОЭСР, чьи стандарты Казахстан активно внедряет в экономическую практику, должен оставаться стабильным из-за развития цифровой экономики, роста энергоэффективности, которая уравновесит электрификацию. Тем не менее точность прогнозов остается сомнительной, сценариев развития и здесь немало. Ведутся дискуссии относительно того, как быстро будут распространяться электромобили и внедряться новые технологии хранения и передачи энергии, насколько конкурентоспособными останутся ВИЭ после сокращения государственной поддержки, как быстро будут ужесточаться экологические требования к деятельности энергокомпаний? Но дело в сроках, не более того, человечество уходит от расточительного отношения к энергоресурсам.

Часто цитируемые слова «каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни, так же и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть» справедливо и в отношении иных энергоресурсов и связанных с их использованием вредных выбросов, которые благополучнее наши жизнь и здоровье отнюдь не сделают.

Кому это выгодно?

Ответ, на первый взгляд, лежит буквально на поверхности: по большому счету выгодно всем и каждому: человеку, городу, стране, миру… Но эту выгоду — здоровье, безопасность, уверенность в благополучном будущем детей, внуков, правнуков — в полном объеме мы ощутим не «здесь и сейчас». Да и в привычном нам денежном эквиваленте измерить ее сложно.

Так что, прежде всего, возможно то, что «зелено» — это вовсе необязательно «дорого», должен почувствовать бизнес и доказать это своими успешными примерами. Тем более, что по словам Джона Обрайна, Казахстан по своему экономическому и интеллектуальному потенциалу вышел из категории стран, нуждающихся в элементарной «гуманитарке» в виде прямых субсидий, оборудования… У нас есть все для того, чтобы внедрять «зеленые» технологии самостоятельно, творчески, осознанно.

Есть уже и успешные примеры тому, что «зелено» — это еще и выгодно в плане материальном. Выступивший на семинаре руководитель компании ТОО «Led System Media» Аман Таукенов говорил о том, что важным фактором их успешной деятельности стала верность цели, поставленной при создании: «организовать в стране доступ к отечественным энергосберегающим технологиям, не уступающим по качеству лучшим импортным аналогам». В период становления частично помог грант Фонда науки на создание и изготовление светодиодных ламп второго поколения с заливкой нанофосфора для теплиц. Благодаря этому завод активно занялся агрофотоникой — обеспечением оптимального освещения для выращивания овощей в теплице.

Уважаемые предприниматели, запомните эту аббревиатуру ЭСКО + ГЧП. Означает: энергосервисный контракт на основе государственно-частного партнерства.

Именно таковой заключило ТОО «Led System Media» с управляющей компанией административно-технологического комплекса «Транспорт Тауэр», простоты и шутки ради  называемого часто  «зажигалкой». Именно на взаимовыгодных основах, на которых базируется система государственно-частного партнерства и реализуется проект «Модернизация и эксплуатация системы освещения здания. Работы по замене ртутьсодержащих светильников на светодиодные, энергосберегающие».

Ожидается (гарантировано самыми точными расчетами) снижение энергопотребления системой освещения в два раза. Улучшение экологической ситуации, сокращение выбросов С02 на 477 т. в год. Улучшатся характеристики цветопередачи, пульсации, контрастности. Экономия затрат на освещение в ценах 2016 года составляет 11315 тыс. тенге в год. Отсюда — прибыль компании и общая выгода не только в денежном, но и иных смыслах этого слова. Ведь один из синонимов «выгоды» — «польза».

И еще один пример конкретной выгоды от энергосбережения. В 2009 г. в Караганде при поддержке ПРООН и областного акимата была создана первая в стране частная энергосервисная компания «ЭСКО». Инвестирует свои собственные средства в модернизацию тепловых узлов, заключая с КСК энергосервисный контракт, предусматривающий возврат инвестиций соразмерно полученной экономии в результате реализации проекта.

Когда мы (участники медиатренинга)   слушали   выступление председателя КСК «Чингиз» Сауле Ахметовой, обслуживающего тот самый карагандинский дом, такой контракт заключивший, первое впечатление: «Повезло людям». Но это как раз тот случай, когда «везет тому, кто везет». Председатель-энтузиаст заходила в каждую квартиру, разъясняла, убеждала в выгоде от установки автоматической системы регулирования теплопотребления.

Люди поняли, согласились постепенно расплачиваться за него. Но самое трудное оказалось впереди. Многоквартирный жилой дом 1986 года постройки был в таком состоянии, что система регулирования теплоснабжения оказалась бы для жильцов убыточной — тепло уходило через деревянные оконные рамы, прохудившуюся крышу, плохо закрывающиеся подъездные двери. «Вытянуть» капитальный ремонт помогло участие в Программе малых грантов ГЭФ. В этом случае, действительно, повезло, потому что председатель КСК о них знала. Грантов, конечно, на всех и вся хватить не может и не должно. Без них капитальный и все иные ремонты — за счет собственных средств жильцов через механизм накоплений и заимствований. Сложно, недешево, но иных вариантов ремонта дома, находящегося в совместном владении жильцов, нет.

В итоге — все получилось. «Улицу» больше не отапливают, к комфортным 21-23 градусам тепла в квартирах жители привыкли, как и маленьким суммам в счетах за тепловую энергию. Сэкономленных на этом денег вполне хватает на постепенную оплату автоматизированной системы регулирования теплоснабжения.

А теперь представьте, если бы таких домов было… Пусть не все, то хотя бы большинство, насколько бы меньше углекислого газа от работающих на полную мощность котельных поступало бы в атмосферу, насколько бы легче дышалось нам всем.

Где взять деньги на энергоэффективность, или Как продать выбросы

Ответ на этот «вечный» вопрос тоже давали участники медиатренинга. Эксперт по низкоуглеродному финансированию проектов ПРООН — ГЭФ Биржан Евниев говорил о соглашении, подписанном фондом «DAMU» по поддержке предпринимателей, занятых в вопросах энергосбережения при финансовой поддержке ПРООН-ГЭФ. В настоящее время проект ПРООН-ГЭФ работает в 15 городах Казахстана, с акиматами этих городов заключены соответствующие меморандумы, оказывается консультационная поддержка данных проектов.

Проблемами, по его словам, являются: дорогая цена денег, низкая компетенция, отсутствие доступа к рынку капиталов. Они решаемы. Министерство по инвестициям и развитию РК и АО «Фонд Даму» подписали соглашение о финансовой поддержке проектов энергосбережения через субсидирование банковской ставки при финансовой поддержке ПРООН.

Данная программа предусматривает дополнительную поддержку развития бизнеса, направленного на энергосбережение в сфере городского хозяйства, в виде субсидий, что позволит снизить размер процентной ставки до 10%, а при нехватке залога параллельно получить гарантию в размере до 50% от суммы кредита.

Управляющий директор фонда «Даму» Мади Рымжанов обозначил четкий алгоритм действий владельца объекта, желающего сэкономить за счет снижения энергопотребления. Он должен: провести его анализ, пригласить бизнес к взаимодействию на предмет модернизации, гарантировать бизнесу выплаты из будущей экономии.

Бизнес должен: оценить свои риски и возможности, обратиться в ДАМУ-ПРООН-ГЭФ за мерами финансовой поддержки.

До пяти долларов за тонну парникового газа может получить казахстанское предприятие, объяснял эксперт ПРООН-ГЭФ Толебай Адилов.

В том случае, если оно не выйдет за лимит, установленный Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов на 2018-2020 годы. Покупателем должно стать предприятие, энергосбережением не занимающееся и лимит превысившее. Еще и штраф уплатить при этом придется.

Как видим, механизмы для выполнения поручения Президента, данного им в Послании народу страны — «Прежде всего необходимо обеспечить развитие таких направлений «экономики будущего», как альтернативная энергетика, новые материалы…» — существуют, их становится больше, они совершенствуются.

Но и препятствий множество. И представляется, что главное из них все-таки «в головах», в нашем расточительном отношении к энергоресурсам, нежелание и неумение просчитать элементарную выгоду от экономного их использования и для здоровья, и для кошелька собственного. А достававшееся от советского прошлого: «все вокруг колхозное, все вокруг ничье» каким-то образом прижилось и среди молодежи.

— Ты же давно высушил волосы, — обратилась я недавно к пареньку лет 12-13, который после бассейна минут 15 водил включенным на полную мощность феном над своей короткой стрижкой. «А мне делать нечего, я сестру жду». «Электроэнергии не жалко?». В ответ недоуменное: «Так это же ничье».

Пока не поймем, что дымящие трубы, горячая вода, фонтаном вырывающаяся из поврежденной трубы, — все это — наше здоровье, комфорт, благополучие.., то самые совершенные законы и механизмы не заработают.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также