В своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Елбасы отметил: «уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя». Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании у учащихся неких универсальных качеств, которые позволят осуществить сознательный, самостоятельный и ответственный выбор профессии, а кроме того — быть профессионально мобильными.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школ и колледжей, так как она связывает систему образования с экономической системой страны. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, мог принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Уже в начальной школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Профессиональная ориентация позволяет подготовить учащихся к ответственному моменту выбора будущей профессии. Поэтому она должна проводиться с 1 по 11 класс с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы. Ее результатом должна быть готовность школьников к профессиональному самоопределению.
Для старшеклассников, выстраивающих свою карьерную траекторию, очень важно направление, связанное с раскрытием содержания профессий, способов получения как квалифицированной, так и неквалифицированной работы, социальных гарантий и профессиональных перспектив. Профессиональная ориентация выпускников открывает перспективы, которые могут быть реализованы только благодаря личным способностям. Это касается как их собственных результатов в работе, так и путей их достижения. Качественная профессиональная ориентация учащегося — это залог его карьерного роста в будущем, выбора социально значимой профессии, возможностей для получения дополнительного образования.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или какую профессию выбрать. Этот выбор труден, если не хватает знаний и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Система профориентационной работы должна помочь ребятам, начиная с раннего возраста постепенно определяться в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями и с учетом требований рынка труда.
Роль практической профориентации приобрела особую актуальность и значимость. Постепенно сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным услугам, т. к. они стали современными, разнообразными, качественными.
Выбор будущей профессии — это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» для повышения эффективности профориентационной работы в организациях образования Акмолинской области в январе 2018 года запущен проект «Передвижной профориентационный комплекс «Автобус профессий», цель которого — охват профмероприятиями учащихся отдаленных от районных центров школ.
Организаторами проекта стали управление образования Акмолинской области и областной учебно-методический кабинет. Его участники — координаторы организаций образования, педагоги-психологи, учителя, педагоги колледжей, медики, школьники и их родители, представители бизнес-структур, региональных Палат предпринимателей, общественных организаций, волонтеры.
Разработано положение, которое определяет порядок и условия организации и деятельности передвижного профориентационного комплекса «Автобус профессий». С целью охвата мероприятиями учащихся в отдаленных школах в течение 2018 года состоялись творческие встречи с успешными людьми, методические семинары, конференции и рабочие совещания по профориентации с общим охватом 25 762 участника. Количество учащихся, охваченных «Передвижным профориентационным комплексом «Автобус профессий» в 2018 г. составило 40 459 чел. из них 24021 — учащиеся школ, 16438 — студенты.
В ноябре состоялся областной форум «Открываем мир профессий», на котором подводились итоги работы проекта за год. За реализацию направлений проекта «Автобус профессий» дипломами акима области были награждены Индустриально-технический колледж № 1 г.Атбасара, Шортандинский районный отдел образования, Высший колледж г. Кокшетау.
В системе профориентационной работы Акмолинской области проект «Автобус профессий» зарекомендовал себя не только как уникальная площадкадля обмена опыта и новыми идеями, но и как открытая площадка для диалога учащихся с работодателями.
Важным направлением в работе проекта стала организация совместной работы со школами района, участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, проведение мастер-классов, дней открытых дверей.
Методическим кабинетом были разработаны и выпущены издания и рекламная продукция, баннеры, буклеты, проспекты, стенды о рабочих специальностях. Созданы профориентационные видеоролики и медиапродукция о колледжах и профессиях. Разработано мобильное приложение при поддержке управления образования. В социальных сетях функционирует профориентационная страница Акмолинской области.
Сегодня профессиональной ориентации школьников уделяется большое внимание. Это направление работы является одним из приоритетных в деятельности управления образования. Благодаря подобным мероприятиям, мы в итоге получим самое главное — интерес учащихся к рабочим профессиям. Правильно выстроенная работа по профессиональному ориентированию школьников позволит не только пополнить молодыми кадрами промышленные и перерабатывающие предприятия Акмолинской области, но и обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, минимизировать случаи отказа от полученной профессии уже после окончания учебного заведения.
Мугульсум ТЫШКАНБАЕВА,
методист КГУ «Областной учебно-методический кабинет» управления образования Акмолинской области.