Кто пьет воду из под крана?

Никто из членов областного общественного совета утвердительно на этот вопрос, прозвучавший на очередном заседании, не ответил. Почему — понятно не только им, но и многим акмолинцам, особенно живущим в Кокшетау.

Информация, прозвучавшая в ходе обсуждения одного из вопросов — «О ситуации и проблемах водоснабжения питьевой водой населения Акмолинской области» — подтверждает, что делать это элементарно опасно.

— В снабжении населения питьевой водой две проблемы: качество и количество, — эти слова члена общественного совета Александра Мартыненко, увы, сполна подтверждают цифры и факты, анализируемые на заседании.

В 2017 году удельный вес несоответствия водопроводной воды по бактериологическим показателям в целом по области составил 12,5%. (2016 — 16,7%). В Кокшетау достиг печальных рекордных 49%, в Жаркаинском районе — 45,9%… На этом фоне ситуация, допустим, в Жаксынском районе выглядит куда благополучнее — «всего» 16%.

По санитарно-химическим показателям удельный вес несоответствия водопроводной воды по области — 21%, Кокшетау — 69,2%, Бурабайском — 64,3%, Шортандинском — 34,3%.

Так что, как бы мы подчас ни ругали водоснабжающие организации, надо отдать им должное. Вместе с областным департаментом охраны общественного здоровья для того, чтобы избежать вспышек инфекции, усилия прилагают колоссальные.

Но безопасность питьевой воды по Кокшетау (и не только) в эпидемиологическом отношении обеспечивается увеличением содержания остаточного хлора в воде. Регулярное ее употребление может отрицательно сказаться на здоровье. А связь между продолжительностью жизни, болезнями, не только с тем, что мы едим, но и с тем, что пьем, самая прямая и непосредственная.

Не может не вызывать беспокойства и тот факт, что 37 объектов водоснабжения по области ведомственным контролем не охвачены. Причем 15 из них — в курортном Бурабайском, 13 — в Зерендинском, 11 — в Сандыктауском районах. Из 622 населенных пунктов области системами централизованного водоснабжения обеспечены 59,6%. Привозной водой пользуются жители 23 сел (3,7%).

Причины понятны, проблемы возникли не сегодня и даже не вчера, десятилетиями накапливались: высокий износ, низкое техническое состояние водопроводов, неэффективная работа водопроводных очистных сооружений, слабая материально-техническая база коммунальных предприятий, несоблюдение глубины залегания колодцев и скважин, проникновение грунтовых вод и осадков, несоблюдение санитарно-защитной зоны…

Сети водоснабжения изношены на 49%. Замены требуют 1132 км сетей (20%). В 2017 году устранено 306 аварий. Опять надо отдать должное «водникам», местным исполнительным органам власти: в сравнении с 2010 годом количество аварий снижено на 1034.

Отметим, что на заседании совета происходила не только констатация фактов по этой животрепещущей проблеме, но проводился ее анализ, включающий в себя и сравнение с другими регионами страны. Тоже, как правило, не в нашу пользу. Так, доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, при среднереспубликанских 11% в нашей области достигает 18,5%.

Сверхнормативные потери воды — одна из причин убыточности абсолютно всех предприятий области, занимающихся водоснабжением. Следующие звенья в этой цепочке — низкая заработная плата работников (в ГКП на ПХВ «Кокшетау су арнасы» заработная плата в прошлом году составила 53948 тенге, в этом — 56209) и высокая текучесть кадров. Там же сменилось: в 2016 году — 36% работников, 2017 — 48%. Возраст 30% работников — от 50 лет и старше.

Создать рабочую группу по этой проблеме, направить письмо акиму области с обоснованием актуальности и предлагаемыми путями ее решения. Такова одна из принятых по итогам совета рекомендаций. Необходимо составить детальную программу замены и реконструкции водопроводных сетей в областном центре. Акмолинцы должны судить о проблеме не только по цвету и запаху воды, текущей из крана или ее отсутствии. Люди должны знать, что делается сегодня и что будет сделано завтра. Укрепление оснащенности коммунальных предприятий — базовое условие снижения остроты проблемы.

Речь шла и о том, чтобы рекомендовать акимату областного центра активизировать сотрудничество с ЕБРР, увеличить количество проверок всех водоснабжающих организаций. Проверка качества вода — это как раз тот случай, когда, по словам секретаря областного маслихата, председателя областного общественного совета Дулата Нурмулдина «…проверок много не бывает. Социальная значимость вопроса велика».

Мы так подробно остановились на том, как рассматривался один из многих пунктов повестки дня заседания и силу его актуальности, и потому, что сам ход обсуждения, принятые рекомендации как нельзя лучше отвечают на вопрос о том, для чего общественные советы создавались: проблему увидеть, поставить вопросы перед государственными органами, проводить общественный мониторингее решения.

А в целом работа областного совета -подтверждение успешной реализации 99 шага Плана нации, предусматривающего «усиление роли общественных советов в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территорий; бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан…».

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также