Хороший воспитатель. Как его подготовить

Неслучайно педагоги, магистранты и студенты специальности «Дошкольное обучение и воспитание» факультета филологии и педагогики КГУ им. Ш. Уалиханова обратили внимание на важный приоритет «Человеческий капитал — основа модернизации», изложенный в Послании Главы государства «Новые возможности в условиях Четвертой промышленной революции».

Внедрение единых стандартов для программ раннего развития детей, содержание которых должно отражать необходимость формирования у воспитанников дошкольных организаций социальных навыков и навыков самообучения, а также развитие педагогических кафедр и факультетов при университетах страны — эти задачи сегодня становятся особенно актуальными.

Глава государства в последние годы уделяет пристальное внимание дошкольному образованию в республике, он не раз акцентировал внимание на необходимости его модернизации. Об этом говорит и реализация программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» и программы развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016-2019 годы, направленной на обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию юных казахстанцев. Достижение этой большой цели возможно лишь через меры, направленные на улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии, увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации, обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе, усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения.

В связи с этим показательна деятельность педагогического коллектива кафедры социальной и возрастной педагогики, более 10 лет осуществляющего подготовку будущих педагогов-воспитателей дошкольных организаций, чья востребованность на рынке труда области и сопредельных регионов растет год от года. Эту востребованность обусловили продолжающийся «бум рождаемости», увеличившаяся сеть дошкольных организаций, позволившая уже сегодня довести средний показатель доли детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, в нашей области до более 90 %. Появилась заинтересованность со стороны работодателей в перспективных кадрах, уровень заинтересованности, а потом и подготовки которых опровергает общественное мнение о непрестижности профессии воспитателя и нежелании молодежи связывать свою судьбу с педагогикой. Подтверждение этому — ежегодно увеличивающееся количество студентов и магистрантов по специальности «Дошкольное обучение и воспитание» в рамках госзаказа и программы «Серпін».

Есть и студенты, обучающиеся за счет собственных средств. И эти средства немалые. С одной стороны, высокая стоимость обучения должна исключить возможность попадания в сферу дошкольного образования «случайных» людей, с другой — именно нехватка материальных ресурсов не позволяет выпускнику школы получить образование по выбранной специальности. Отрадно, что в этом году по рекомендации МОН РК акимат Акмолинской области выделил средства, дав возможность получить высшее образование по востребованным специальностям, в числе которых и «Дошкольное обучение и воспитание». Это позволило выпускницам СШ №19 г. Кокшетау Аймжан Хамитовой, Чистопольской средней школы района им. Г. Мусрепова Северо-Казахстанской области Малике Тайлак стать студентками специальности «Дошкольное обучение и воспитание» университета.

Республиканский семинар на тему дошкольного образования проходил в онлайн-режиме с участием студентов 3 и 4 курсов. Фото с сайта kgu.kz.

Важным аспектом подготовки специалистов для сферы дошкольного образования остается и качество получаемых в вузе знаний, заданных новейшими веяниями в дошкольном образовании Казахстана. Повышение уровня знаний выпускника напрямую зависит от уровня знаний педагога, что требует от последнего постоянного повышения квалификации. Педагоги кафедры социальной и возрастной педагогики используют предоставляемую руководством вуза возможность проходить курсы повышения квалификации и курсы тренеров по программам инклюзивного образования, предметам начальных классов в рамках обновленного содержания образования, самопознания, менеджмента в сфере на базе ведущих образовательных центров республики — Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», Национальном научно-практическом, образовательном и оздоровительном центре «Бөбек», АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и других. Эффективным средством саморазвития для педагогов, магистрантов и студентов стало ежегодное участие в конференциях, семинарах, вебинарах, тренингах, проводимых в Казахстане и за рубежом (Германия, Испания, Россия, Турция, Беларусь) и дающих представление о тенденциях и инновациях в области дошкольной педагогики.

Постигать педагогическое мастерство будущие воспитатели учатся, осваивая разные виды практик — непрерывную, учебную, производственную, преддипломную- в течение всего периода обучения по программе бакалавриата. В этом помогают социальные партнеры кафедры — современные детские сады, мини-центры, центры раннего развития Астаны, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, выступающих в роли экспериментальных площадок. Пример многолетнего сотрудничества — детские сады «Аққу» и «Ертөстік», центра раннего развития «Лига умниц» г. Кокшетау. Важной составляющей практики как формы сотрудничества педагога-методиста и студентов является, на наш взгляд, и личный пример педагогов дошкольных организаций в приверженности профессии воспитателя, их участие в становлении личности юных казахстанцев на этапе дошкольного образования -этапе, закладывающем основы человеческого капитала в условиях модернизации нашей страны.

Оксана СМИРНОВА,
старший преподаватель кафедры социальной и возрастной педагогики КГУ им. Ш. Уалиханова.

Читайте также