«Вечный шах», или Кривая производственных сложностей

Журналистское расследование: Модернизация ЖКХ
Не первый год коммунальное производство ГКП на ПХВ «Термо-Транзит» Бурабайского района находится в состоянии близком к банкротству. После встречи со специалистами журналист «АП» попробовала систематизировать причины нерентабельности и увидеть перспективу.

С чем ты пришла, реабилитация?

Долгов у тепловиков за последнее время накопилось немало. Порядка 410 миллионов тенге им необходимо выплатить своим кредиторам — электроснабжающим организациям, налоговым органам и другим. Но выплату долгов отсрочили, по решению специализированного экономического суда Акмолинской области «Термо-Транзит» в минувшем году ввели в процедуру реабилитации. К ней обычно прибегают, когда невыполненные обязательства предприятия, чтобы его не ликвидировать, откладывают до лучших времен, до восстановления его платежеспособности. Это даст щучинским коммунальщикам и их товарищам по цеху время для финансово-экономического оздоровления «Термо-Транзита», без угрозы того, что кредиторы в какой-то миг смогут потребовать возврата своих денежных средств, столь необходимых теплоснабжающей организации для обеспечения работы котельных, выплату заработной платы более 250 сотрудникам, других неотложных затрат.

Но отсрочить, не значит отменить. И с долгами предприятию рассчитываться, конечно, придется. По плану реабилитации в течение пяти лет, с 2017-го по 2021 год, многомиллионную сумму будут погашать постепенно. По словам нынешнего директора «Термо-Транзит» Казахстана Идрисова, долги разделили таким образом, чтобы ежегодно, не парализуя деятельность коммунального объекта, сумма задолженности уменьшалась на 80 млн тенге. Немаловажно, что выплачивать ее будут в течение семи месяцев отопительного сезона, когда оплата за тепло в бюджет организации поступает более или менее регулярно.

В том, что «Термо-Транзит» обязательства свои выполнит сомнений нет. Сэкономят, перераспределят, просубсидируются, влезут в новые долги, но старые перекроют. Банкротства стратегического объекта коммунального хозяйства никто не допустит. И такая круговерть из года в год, из десятилетия в десятилетие. По большому счету, мало что меняется на производственном предприятии.

Как и много лет назад

…Все также «латают» тепловые сети. Другим словом эту работу и не назовешь. В прошлом году предприятие смогло провести текущий ремонт только на одном километре магистрали при общей протяженности щучинских теплосетей в 52 км. «В тарифной смете на реконструкцию инженерных коммуникаций заложено только 39 млн без учета НДС, — объясняет главный бухгалтер ГКП на ПХВ Алия Крекешева. — Тем временем затраты основных средств на ремонт постоянно растут. В этом году, например, один только металлопрокат подорожал на 30 процентов».

Вся надежда в такой ситуации на аварийные бригады, которые в отопительный сезон постоянно дежурят и объезжают известные тепловикам опасные участки. Одним из таких сегодня является 200-метровый отрезок теплотрассы над железнодорожными путями возле станции. Трубопровод, находящийся в зоне электромагнитного воздействия, прохудился местами до 2 мм и представляет большую угрозу не только потребителям тепла. А свободных 100 млн, такова стоимость реконструкции участка вместе с проектированием, у «Термо-Транзита», понятное дело, нет.

…Как и много лет назад, предприятие переплачивает за доставку мазута с закрепленного завода-производителя. Перманентная сезонная приостановка действующих НПЗ в Казахстане в период заготовки топлива тоже сказывается на увеличении затрат на транспортировку мазута. Осенью этого года на начало отопительного периода мазут пришлось закупать в Шымкенте, что обошлось вдвое дороже. Тем временем сырье для котельных также дорожает, как и все другие продукты нефтепереработки. В прошлом году стоимость топлива, как его называют, социального, составила более 64 тысяч тенге, что на 47% выше предыдущих цен. Таким образом, чтобы пройти этот отопительный сезон только на покупку мазута в нужном объеме — это 18 тысяч тонн, предприятие должно располагать 1,150 млрд тенге. Не имея таких сумм, ему ничего не остается делать, как просить о финансовой помощи вышестоящие бюджетные структуры.

…Каждый новый отопительный сезон не проходит без предварительного ремонта котлов. На эту работу в общей сложности расходуется более 200 млн тенге. По-другому обеспечивать работу главных агрегатов теплового хозяйства не удается. Есть у нового руководства ГКП на ПХВ «Термо-Транзит» свое видение того, как надолго и всерьез избавиться от весьма затратной статьи на постоянный ремонт котлов — заменить их. Уже широко применяются более технологичные аналоги, более долговечные, могут работать и 20 лет без дополнительных вмешательств и вложений. Намного эффективнее выдают 95% КПД. Они значительно экономичнее при эксплуатации: на 20-30% меньше расходуют любое топливо, в том числе и газ. Если действующие сегодня котлы поглощают 1200 кг мазута в час, то новые — 800 кг. Кроме того, в их комплектацию не входит вспомогательное оборудование, которое работает от электропитания. Отметим, что ежемесячно предприятие во время отопительного сезона платит за электричество порядка 17-20 млн тенге. Выросли эти суммы и за счет отмены действия тарифа на электроэнергию для ночного и дневного времени суток.

В тепле и не в обиде

При очевидных преимуществах обновления технологического ряда инициатива нового директора «Термо-Транзит», вполне возможно, не будет поддержана — радикальны перемены для предприятия, работающего по отлаженной схеме, пусть и невыгодной, но долгие годы. И самым веским аргументом может стать цена на современные котлы, превышающая стоимость отечественных на треть. Хотя даже непосвященному в тонкости финансовых расчетов человеку ясно, что издержки на содержание и обслуживание котельных города, конца которым при нынешнем раскладе и не видно, могут окупить эту разницу.

Модернизация производства поможет щучинским тепловикам решить и многие другие задачи. Сегодня в регионе не хватает тепловых мощностей. И этого не скрывают местные исполнительные органы. С каждым годом количество потребителей за счет новых строящихся объектов только увеличивается. Теплопроизводительность «Термо-Транзита» со своими реальными активами удовлетворить эту потребность в полной мере не способна. Отсюда и жалобы щучан на недостаток тепла в квартирах и домах. Конечно, местное руководство строит планы по установке дополнительных котлов, замене старых на более мощные. Но в корне ситуация от этого не изменится.

С таким подходом есть сомнения в том, что получится вывести коммунальное предприятие, и не только щучинское, в плюс. При таких затратах на обеспечение хозяйственной деятельности единственным доходом ГКП на ПХВ «Термо-Транзит» является продажа тепла. А его себестоимость выходит сегодня более чем в два раза выше отпускной. Такое производство можно охарактеризовать заведомо убыточным, а ценообразование даже трудно назвать затратным, ведь в него не входят все издержки производства. Да, часть из них покрывается за счет бюджета. Государство субсидирует затраты, связанные с приобретением топлива, выделяет средства на ремонт котельных. Хотя эти средства могли быть получены за счет оптимизации расходов через модернизацию коммунального производства. В конечном итоге, в выигрыше окажутся и потребители, для которых любая возможность повышения тарифов воспринимается очень болезненно.

Алёна ЕРИНА.

г.Щучинск.

Фото из сети Интернет.

By админ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Posts