В Казахстане 2017 год прошел под знаком столетия партии «Алаш» и правительства Алаш Орда.
У истоков движения «Алаш» наряду с другими стояли и видные общественно-политические деятели из Акмолинской области. Зарождение этого движения было вызвано в связи с усилением имперской политики царизма.
Дело в том, что в последней трети XIX в. был проведен ряд административных и судебных реформ, в результате которых ликвидированы остатки местного самоуправления, для укрепления своего господства и расширения социальной базы царизмом осуществляется широкомасштабная кампания по переселению европейского населения в лице крестьян, казаков, чиновников на казахские земли, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых мест.
Социальный и национальный гнет, сопровождавшийся чиновничьим и казачьим произволом, вызвал массовое недовольство народа. На самосознание народов окраин России, на рост их протестного движения большое влияние оказала Первая Русская революция 1905-1907 гг. В этих условиях руководство национально-освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита. Тонкая прослойка интеллигенции и их лидеры в лице Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржақыпа Дулатова и других, избрала легальные формы борьбы против политики царизма: составление петиций, использование трибуны Государственной Думы, организация партии, издание газет и т.п.
Исследование истории движения «Алаш», жизни и деятельности его лидеров стало одним из приоритетных направлений современной исторической науки Казахстана. По этим проблемам проводятся научные конференции и симпозиумы, издаются научные сборники и монографии и это неслучайно. Долгие годы в советской историографии господствующей и чуть ли не единственной темой исследования историков была история лишь одного движения — социал-демократического, лишь одной партии — большевистской. Деятельность всех других движений и партий априори считалась реакционной, либо оппортунистической и поэтому не заслуживающей внимания. На историю партии «Алаш» вовсе было наложено табу, а понятия «Алаш-Орда», «алашор-динцы» стали чуть ли не ругательскими. Всякие попытки философски осмыслить исторический процесс, дать объективную оценку национально-освободительному движению в Казахстане пресекались, а историки подвергались гонениям.
В условиях независимого Казахстана жизнь поставила перед специалистами задачу: восстановить в истинном виде историю, отбросить все то, что мешало общественному прогрессу. Ибо именно по пинии осмысления исторического прошлого народа, извлечения уроков, как с позитивного, так и негативного опыта идет процесс созидания нового.
В свете новых требований, с позиции современных знаний стали подходить историки к освещению тех вопросов, которые в свое время замалчивались или получили конъюнктурную оценку. Имеется ввиду необходимость научного осмысления деятельности представителей национальной интеллигенции, сыгравших важную роль в пробуждении национального самосознания народа, его духовного возрождения. К числу таких личностей относятся и деятели движения «Алаш», выходцы из Аколинской области: Мамбет-Али Сердалин (Шобеков) (1865-1914), Магжан Жумабаев (1893-1938), Айдархан Турлыбаев (1877-1937), Науан Хазрет (1845-1916), Шаймерден Косшыгулов (1869/1874-1932), Мухамед Салим Кашимов (1884-1934), Кошмухамед Кеменгеров (1896-1937), Смагул Садвакасов (1900-1933) и другие.
Мамбет-Али Сердалин — видный ученый, экономист, общественно-политический деятель. Личность его примечательна уже тем, что он был одним из первых казахов, подвергшихся репрессиям со стороны жандармов за революционно-демократические взгляды и связь с политическими ссыльными.
Родился М. Сердалин в 1866 году в ауле № 4 Мизгильской волости Кокчетавского уезда. Начальное образование получил в аульной школе. Его отец Сердали Шобеков решил дать своему одаренному сыну передовое русское образование. С этой целью отдает его в трехгодичное уездное училище в Кокшетау. После успешного окончания которого в 1885 г. он привозит сына в Омск. Здесь, блестяще выдержавший вступительные экзамены, Мамбет-Али зачислен «пансионаром» в Омское техническое училище (ОТУ).
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: М. Сердалин, имея отличные оценки по учебным предметам, имел оценку 4 (четыре) по поведению. По-видимому, так оценивалась его дисциплина за участие в студенческих сходках и манифестациях, за связь с политическими ссыльными. В такой обстановке проходили годы учебы молодого Мамбета-Али в Омском техническом училище. Мы считаем, что М. Сердалин оказал непосредственное влияние на формирование общественно-политического воззрения казахской молодежи, обучавшейся в то время в городе Омске, в том числе и на А. Букейханова.
Однако в отличие от А. Букейханова, М. Сердалину окончить техническое училище не дали. В 1889 г. он был исключен с последнего курса за антиправительственную деятельность и связи с политическими ссыльными. Тем не менее и после исключения из учебного заведения М. Сердалин не прекращал общественно-политическую деятельность.
На формирование гражданской позиции и мировоззрения М. Сердалина и других представителей интеллигенции оказали влияние следующие обстоятельства. Во-первых, все основные тенденции общественно-политической и культурной жизни в центре России находили отражение и на территории окраин. Во-вторых, города Степного края — Омск, Петропавловск, Семипалатинск, Кокчетав — на рубеже веков стали местом сосредоточения политических ссыльных. Под их влиянием формировались жизненные позиции казахской молодежи, обучавшейся в учебных заведениях Омска и других городов. В-третьих, массовое изъятие у местных жителей лучших земельных угодий началось на Севере Казахстана. К примеру, в Кокчетавском уезде было образовано 16 казачьих станиц и десятки крестьянских поселений.
В такой обстановке передовые представители казахской национальной интеллигенции, как и их русские собратья, пытливо думали о судьбе родины, «шли в народ», изучали его историю, культуру, распространяли грамотность, способствовали росту самосознания народа.
Многое объединяло М. Сердалина, А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, А. Турлыбаева, Ш. Косшыгулова, К. Кеменгерова и Науана Хазрета. Они были современниками периода политико-административных реформ в Казахстане, вызвавших значительные изменения в социальной, политической и правовой жизни казахского общества. Являясь свидетелем социального и национального гнета коренного населения, казахская интеллигенция не могла относиться равнодушно к дальнейшей судьбе своего народа. В этот период М. Сердалин и А. Букейханов занимали активную позицию в решении аграрного и переселенческого вопроса. Они открыто выступали против царских чиновников, разоблачая пороки самодержавия.
М. Сердалин в своих трудах «Аренда казахской земли» (Омск, 1900 г.), «Об эксплуатации степей Западной Сибири путем скотоводческой культуры» обосновал положение о необходимости разумного подхода к землепользованию в Казахстане. Протестуя против аграрной политики царской администрации, он писал: «Клочок за клочком отнимают у нас, исконных скотоводов, земли, тем самым создавая невозможность продолжать скотоводческую культуру». Он предостерегал от безоглядной распашки площадей, что, по его словам, «может послужить к превращению степей в пустыню», предвидел, чем может обернуться отрыв от сложившихся форм хозяйствования, нарушение традиций, обычаев, обрядов и быта степняков.
В трудах М. Сердалина поражает не только обширность научных познаний, но и стиль изложения фактов, прекрасное знание русского языка и литературы. В записях М. Сердалина мы находим фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова, Г.И.Успенского, Н.В. Гоголя.
В Омском областном государственном архиве хранится документ под названием «Переписка о состоящем под негласным наблюдением киргизе Мамбет-Али Сердалине (он же Чубеков)». В нем есть сведения о том, что через два года после исключения из училища, то есть в 1891 году, за М. Сердалиным был установлен негласный надзор. Волостному управителю предписывалось каждые 10 дней доносить уездному начальнику о М. Сердалине. Надзор был снят лишь в 1904 г., т.е.он длился 13 лет.
Одной из форм сопротивления народа напору и давлению царизма в духовной сфере стало отстаивание традиционного уклада, обычаев, культуры, мусульманской веры. Против произвола властей, нарушений элементарных прав, политики христианизации и русификации вели непримиримую борьбу Науан Хазрет, М. Сердалин, А. Букейханов, А. Байтурсынов, А. Турлыбаев, Ш. Косшыгулов, К. Кеменгеров, М. Кашимов и другие.
Одним из видных лидеров движения «Алаш» был Айдархан Турлыбаев (1877-1937), также как и М. Сердалин, уроженец Мезгильской волости Кокчетавского уезда. В 1896 году, окончив с отличием учительскую семинарию в Омске, по своему выбору получил направление на юридический факультет Петербургского университета. После его окончания в 1902-1917 гг. работал в Омске в адвокатской конторе, «присяжным поверенным» в судебной палате.
А. Турлыбаев в период революции 1917 г. активно участвовал в общественно-политической жизни народа. Он председательствовал на съезде казахов Акмолинской области, который проходил в Омске с 25 апреля по 5 мая 1917 г. В его работе приняло участие 250 делегатов из Атбасарского, Кокшетауского, Петропавловского, Омского, Акмолинского уездов. А. Турлыбаев был избран делегатом I Всеказахского съезда, где было провозглашено создание партии «Алаш».
В 1917 году он активно участвовал в организации и проведении I Всеказахского съезда, который проходил 21-28 июня 1917 года в Оренбурге. На этом съезде произошло организационное оформление партии «Алаш», были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономная республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
После Октябрьской революции, на II Всеказахском съезде, проходившем в Оренбурге с 5 по 12 декабря 1917 г., была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». В состав Совета вошло 25 представителей, из числа которых сформировали правительство из 15 человек. Председателем правительства был избран Алихан Букейханов, а его заместителем — Айдархан Турлыбаев.
Деятельность участников национально-освободительного движения из Северного Казахстана явилась одним из факторов создания партии «Алаш». Идеи, заложенные в движении «Алаш», нашли свое воплощение в современном независимом, демократическом, многонациональном Казахстане, являющимся важным субъектом международных отношений.
Кадыржан АБУЕВ,
д.и.н., профессор КГУ им. Ш. Уалиханова.
Фото из сети Интернет.