Пожалуй, сегодня нет такой сферы нашей жизни, которой бы не коснулись обновления, но наиболее это касается образования. Родители берутся за головы, удивляясь сложностям школьных программ, бабушки с дедушками даже не пытаются решать сегодняшние задачи внуков-школьников, родственники советуют репетиторов, соседи судачат о прекрасном советском образовании, где все было проще и эффективнее. А дети? Дети свободно обращаются со всевозможными гаджетами и смартфонами, оперируя терминами, каких лет десять назад не было в нашем обиходе. Дети, подчиняясь законам взрослых, пытаются «грызть гранит науки» по предложенным схемам и новым программам, ничего не анализируя и не сопоставляя с другим временем.
Что же сегодня им предлагают в школе?
На этот вопрос мы попросили ответить руководителя областного управления образования Талгата Жунусова.
— Талгат Турлыбекович, не вдаваясь в подробности, давайте остановимся на основных новшествах, которые коснулись школы в этом учебном году, обозначим перспективы. И сделаем это так, чтобы было понятно родителям, которые не всегда понимают смысл и новизну происходящих перемен.
— Спасибо за предоставленную возможность. Нового, действительно, много. И прежде всего — это обновленные программы. С сентября 2017 года по ним начали обучаться учащиеся 1,2,5 и 7 классов. Полный переход на обновленное содержание завершится в 2019 году.
— Это в каком-то смысле «революция»?
— Можно сказать и так, но лучше употребить более современное выражение — «ноу хау». Это программы, построенные с учетом времени, технического перевооружения нашей жизни, мировых тенденций и современных требований. Еще в летний период более 3400 учителей прошли переобучение и сейчас вместе с учениками осваивают не только материал, но и новые методы преподавания.
Далее. Стоит сказать о такой новизне, как внедрение единой информационной системы. Сегодня 515 школ области уже работают по ней. Она получила название «Күнделік». Идет поэтапный переход к безбумажному документообороту. Родители получили возможность контролировать успеваемость детей посредством электронных дневников, следить за ходом учебного процесса. Сторонников и противников много, но процесс идет, и новизна налицо.
С нового учебного года все учителя области получили доступ к инновационной образовательной платформе BilimLand. Эта универсальная, полиязычная, образовательная платформа предоставляет доступ к более чем 40 тысячам цифровых образовательных уроков и более 1 миллиону мультимедийных материалов. Для обеспечения их доступности 497 школ области обеспечены 1332 комплектами мультимедийного оборудования, в 2017 году поставлены еще 64 комплекта оборудования в 26 школ области. В рамках развития STEM-образования (S — science, Т — technology, Е — engineering, М — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика) проводится работа по оснащению школ кабинетами робототехники. На данный момент 52 организации образования имеют элементы и кабинеты робототехники.
— Давайте остановимся на таком аспекте обучения, как внедрение триязычия. Пожалуй, нет ни одного человека, кто бы возражал. Современный человек должен владеть как государственным, так и русским языком, нет протестов против английского, время диктует это требование.
— Все верно! Согласно Дорожной карте до 2020 учебного года будет завершено поэтапное внедрение трехъязычного обучения на всех уровнях образования. Уже три года в этом плане успешно работают 7 школ, на базе 15 внедряются элементы трехъязычного обучения.
В ШГ №3 им. М. Габдуллина г. Кокшетау, начиная с 5 класса, предмет «Информатика» преподается на английском языке. С 7 класса -биология, химия, физика, алгебра-интегрирование) с английским языком. Ведут преподавание учителя биологии, математики, физики, информатики со знанием английского языка.
Полиязычное обучение реализуется и в областном лицее-интернате «Білім-инновация» г. Кокшетау. Программой обучения предусмотрено с 7-го класса преподавание 5-ти предметов (алгебра, информатика, химия, биология, физика) на английском языке. Кадровые вопросы преподавания на английском языке для лицея-интерната решаются Международным образовательным фондом «Білім-инновация».
— Талгат Турлыбекович, как обстоит работа по обучению педагогов в целом по области? Вернее, их переобучению и переподготовке?
— В 2017 году 85 педагогов-предметников пилотных школ прошли переподготовку по преподаванию предметов естественно-математического цикла на английском языке (24 учителя химии, 17 — биологии, 24 — информатики, 20 — физики).
В рамках реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 гг. и развития трехъязычного образования в 2017 году планируется обучение 709 педагогов области на языковых курсах предметов «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика» и 114 учителей английского языка.
Вопросов много, сложностей еще больше, но проблемы требуют решения. И над этим сейчас работа идет по всем направлениям.
Беседовала Любовь ФОМИЧ.
Фото предоставлено автором.