Звуки, дошедшие из старины глубокой

«Народная музыка живет и будет жить», — так считает Едиль Хусаинов, художественный руководитель II межрегионального фольклорно-этнографического фестиваля «Ғасырлар үні», который прошел в Кокшетау.

Напомним, впервые фестиваль в областном центре состоялся в 2015 году, став посвящением 550-летию Казахского ханства и 20-летию Ассамблеи народа Казахстана. Тогда на одной площадке собрались отечественные и зарубежные коллективы и исполнители — более ста профессиональных и самодеятельных артистов-хранителей и пропагандистов аутентичного фольклора из Беларуси, Китая, Монголии, России, а также городов Астаны, Костаная, Петропавловска и Кокшетау дарили свое творчество зрителям. Причем, среди них были музыканты высокого международного уровня. К примеру, Едиль Хусаинов. Член Союза композиторов РК, мультиинструменталист, обладающий уникальным видом вокала — горловым пением.

В этом году организатор — Акмолинская областная филармония имени Укили Ыбырая — решила собрать таланты из разных регионов страны. На приглашение откликнулись более 30 участников, в том числе группа традиционной музыки «Қорқыт», фольклорные ансамбли «Жас ¥лан», «Кербез қыздар» из Астаны, известный жыршы Руслан Ахметов из Кызылорды и другие. Подобные фестивали, по словам участников, безусловно, популяризируют народную, самобытную музыку, знакомят с ней молодежь. За два фестивальных дня, областная филармония превратилась в творческую лабораторию, где каждый

старался поделиться секретами собственного мастерства, обсудить новые тенденции народного творчества. Об этом гости рассказывали на пресс-конференции, делясь впечатлениями. К слову, музыкантов, владеющих игрой на «прародителе» казахских музыкальных инструментов — сыбызгы, в Казахстане можно пересчитать по пальцам. Один из них -лауреат республиканских конкурсов Жанузак Исанбаев из Атырау. «В национальном инструментальном наследии особое место занимают кюи для сыбызгы. Их корни тянутся из глубокой старины: историю происхождения подтверждают легенды и музыкальные особенности произведений, — рассказывает он. — Сочетание вокального и инструментального начал в сыбызгы имеет свою художественно-эстетическую значимость, стало отдельным видом музыкального исполнительства. Мелодия, извлекаемая из инструмента, сливается с характерным гортанным призвуком — голосом самого сыбызгиста».

 «Звучание музыкальных инструментов-отдельный разговор. Их исследованием, изучением занимаются специалисты в этой области. Думаю, сама идея фольклорно-этнографических фестивалей — не просто пропаганда казахского устного народного творчества, древних музыкальных традиций. Главное -показать, что они продолжаются, найдя свою нишу во всем нынешнем многообразии искусства. Когда мы говорим о казахских музыкальных инструментах, как правило, возникают образы домбры, кобыза, жетыгена и сырная. Между тем, в различных фондах музеев страны хранятся более 400 старинных музыкальных инструментов, из них лишь около 100 сохранены в памяти потомков и сейчас используются в музыкальном творчестве, — рассказывает Едиль Хусаинов. — Звучание, к примеру, шанкобыза, сыбызгы, сазсырная, каурсынсырная, жетыгена — уникально, это ни с чем не сравнимо, ведь они дошли до нас из глубины веков. И задача музыканта — вызвать трансформацию памяти, помочь слушателю представить атмосферу жизни давно минувших дней, свою историю».

Камиля АХМЕТ.

Фото предоставлено автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также