1 октября — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ: Виктор Деобальд: «Моя жизнь – в моих учениках», Скажи, кто твой преподаватель…, Научить детей «классно» говорить, Наши военруки стали победителями

Виктор Деобальд: «Моя жизнь – в моих учениках»

Полсотни лет жизни Виктор Деобальд посвятил работе сельского учителя, подарив не одному поколению благодарных учеников удивительный мир математических выкладок и физических явлений.

Имена его многочисленных выпускников хорошо известны далеко за пределами родной школы. Это — спортсмены, политические деятели, предприниматели, врачи, ученые.

Будучи сегодня на заслуженном отдыхе, Виктор Андреевич не сидит сложа руки — занятия пчеловодством, садоводством, чтение книг не мешают ему идти в ногу со временем, радоваться успехам сельчан в кругу любимых домочадцев.

«В системе образования я проработал 49 лет, из них 41 год — директором школы. В Балкашинской средней школе, которую окончил в 1965 году, директорствовал 31 год», — неспешно начинает беседу Виктор Андреевич. Задумчивый взгляд, устремленный куда-то вдаль, словно выхватывал теплые воспоминания далеких незабываемых школьных будней, «дневник» жизни обычного сельского учителя с непростыми испытаниями на прочность и выдержку. Родом Виктор Деобальд из когда-то большого и дружного села Зиновиевка, находившегося в 25 километрах от Балкашино. С любовью и теплотой вспоминает он селение, которого в 1973 году не стало. Лицо собеседника преображается, и он, то по-детски наивно улыбается, то грустит, вспоминая свою свадьбу в морозном феврале 1970 года. Суженую Галину по старинному обычаю он тогда «выкупал» на четырех запряженных тройках лошадей. Но судьба в ответственный день решила послать тяжелое испытание — пожар, случившийся в доме, ничего не оставил, забрал с собой огонь и парализованную бабушку будущей жены. В отблесках пожара стояли невеста в свадебном платье, жених — в рубашке, малолетний братишка его Галины и ее мама. С такого сурового испытания началась их совместная жизнь.

«Поскольку в семье, где нас было девять детей, а я был самым старшим ребенком, то все заботы по дому, уходу за малолетними сестрами и братьями «упали» на меня. Мама Анна Матвеевна допоздна работала на току, ведь материально приходилось трудно. Я для младших был и нянькой, и поваром, и советчиком, и контролирующим органом. Этот немаловажный факт сыграл решающую роль в выборе профессии учителя. В старших классах как-то директор школы Степан Федорович Науменко сказал мне: «Не морочь голову, ты — прирожденный педагог! Поступай-ка, дорогой, на педагогический!». Учиться пришлось заочно. Придя семнадцатилетним юным пареньком учительствовать, я был на три года старше моей ученицы-восьмиклассницы, запавшей мне в сердце. Стали дружить. Поженились. Галина Викторовна тоже педагог — много лет проработала учителем начальных классов. Наш старший сын Виталий пошел по родительским стопам — преподает информатику в родной Балкашинской школе. Внучка Дарья тоже выбрала учительскую стезю, окончив Евразийский университет имени Л.Гумилева по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Дочь Ольга — врач-педиатр высшей категории, живет и трудится в Астане. Младший сынок Николай возглавляет отдел строительства Сандыктауского районного акимата. Внук Максим — выпускник нынешнего учебного года Балкашинской средней школы, в апреле стал победителем республиканского конкурса творческих проектов «Я — гражданин Республики Казахстан!» в г.Астане, — рассказывает Виктор Андреевич.

Ветеран педагогического труда с гордостью рассказывает о жизни школы, ее достижениях, учениках и педагогах, «сеющих разумное, доброе, вечное». История школы, отчет жизнедеятельности которой идет с 1891 года, заслуживает отдельного повествования. Мне особенно запомнились воспоминания о традиционных слетах выпускников, которые проводятся с 1946 года.

По словам Виктора Деобальда, его бывшие ученики, выпускники, выпорхнувшие из отчего дома, не оставляют без внимания родные пенаты. К примеру, Александр Табарин, возглавляющий в данное время строительную компанию в Астане. Легковой автомобиль «Жигули» для девочек, изучающих автодело, снегоуборочная машина, материальная помощь учителям, пострадавшим от подтопления весной и нуждающимся в приобретении дров и угля, сотовые телефоны последней модификации лучшим выпускникам и малообеспеченным ученикам, камеры видеонаблюдения и сушилки в туалетные комнаты школы — помощь, которую получила школа от благодарного выпускника.

Глядя с нескрываемым восхищением на скромного, трудолюбивого, искреннего собеседника, невольно на ум приходят слова А. Макаренко: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

С  профессиональным   праздником,   с Днем учителя, дорогой Виктор Андреевич!

Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА-ТАСОВА.
Сандыктауский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Уважаемые учителя и ветераны сферы образования!

От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем учителя!

Ваш благородный труд пользуется заслуженным уважением в обществе. Именно вы формируете интеллектуальные и нравственные основы будущего нашей страны.

В условиях глобальной конкуренции Президент Нурсултан Назарбаев одним из главных приоритетов Третьей модернизации Казахстана назвал улучшение качества человеческого капитала. Сегодня государство делает все возможное для повышения качества образования, приведения его в соответствие с мировыми стандартами.

Акмолинская область по праву гордится талантливыми и высокообразованными педагогическими работниками, которые успешно решают поставленные задачи по воспитанию компетентного, социально мобильного молодого человека, способного применять новейшие фундаментальные знания в стремительно меняющемся мире.

По итогам 2016-2017 учебного года учащиеся школ области завоевали 72 медали на международных и республиканских конкурсах, 215 выпускников стали обладателями знака «Алтын белгі», 108 получили аттестат сотличием. Такие результаты стали возможны благодаря профессионализму, кропотливому труду и самоотдаче их наставников.

В нашем регионе 158 педагогов отмечены нагрудными знаками «Отличник просвещения», 95 учителям присвоено звание «Почетный работник образования Республики Казахстан», 71 преподаватель награжден медалью Ы.Алтынсарина. Эти награды являются признанием заслуг всего учительского сообщества области в развитии отечественной системы образования.

Дорогие учителя! В этот знаменательный день примите слова искренней признательности за вашу преданность избранной профессии. Особую благодарность хочется адресовать ветеранам педагогического труда, воспитавшим не одно поколение юных акмолинцев. Желаю вам доброго здоровья, благополучия, неиссякаемой энергии и новых достижений на благо Республики Казахстан!

С уважением,
Малик МУРЗАЛИН,
аким Акмолинской области.

***

Уважаемые учителя, преподаватели, ветераны педагогического труда!

От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем учителя! Профессия учителя — это всегда призвание, благородное предназначение нести людям свет знаний.

Глава государства в своих выступлениях не раз отмечал, что только образованная нация может быть конкурентоспособной. Поэтому образование и совершенствование человеческого капитала является неизменным приоритетом государственной политики.

Сегодня государство делает все возможное для того, чтобы выйти на передовые позиции качества образования, соответствующие мировым стандартам. И значительный вклад в реализацию этих задач вносят наши учителя и педагоги.

Особую благодарность заслуживают ветераны педагогического труда. Вы не только внесли огромный вклад в воспитание и образование не одного поколения акмолинцев, но и передали свои поистине бесценные опыт и знания нынешним педагогам, достойным продолжателям традиций этой благородной профессии.

В этот праздничный день желаю вам доброго здоровья, благополучия, счастья, неиссякаемой энергии, постоянного движения вперед, к вершинам знаний и творческому росту!

Дулат НУРМУЛДИН,
секретарь Акмолинского областного маслихата.

Скажи, кто твой преподаватель…

Для Уалихана Ибраева время летит без оглядки в его любимой работе, в его повседневной, своеобразной жизни. В медколледже с2002 года в должности преподавателя хирургии, до 2013 года педагогическую деятельность совмещал с практической врача железнодорожной больницы. Богатый практический опыт, высокая общеобразовательная и профессиональная подготовка не прошли даром, для него компетентность студентов, знание азов медицины и применение полученных знаний на практике, являются главными. После окончания вуза поработал на станции скорой помощи городской больницы, в Кзылтуской районной больнице до 1998 года, вернулся в город Кокшетау, работал в г.Степняке.

Все годы своей плодотворной педагогической деятельности Уалихан Ешимович претворял и претворяет в жизнь инновационные проекты развития образования, апробируя свое видение совершенствования подготовки специалистов. Он перевел на государственный язык практическое руководство «Медсестра отделения интенсивной терапии», готовится к выпуску сборник тестов по хирургии для медколледжей, по специальности «Сестринское дело» и «Фельдшерское дело», а также сборник лекций по программе медколледжей для студентов. Уалихан Ешимович пользуется большим уважением среди коллег и студентов колледжа, его можно увидеть на всех проводимых здесь мероприятиях.

За свой самоотверженный труд преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории Уалихан Ибраев награжден Почетной грамотой управления здравоохранения и исполнительного комитета областного филиала профсоюза работников здравоохранения. За вклад в развитие Кокшетауского медкол-леджа имеет знак «За особые заслуги в деле милосердия», а также множественные благодарственные письма, дипломы и грамоты. Его дело продолжила дочь Кымбат, она кардиолог.

Педагогическую деятельность Татьяна Чуйко в Кокшетауском высшем медицинском колледже начала с 1983 года в качестве преподавателя по внутренним болезням. Если перелистать странички истории ее жизни, то более пяти лет исполняла обязанности завотделением по специальностям «Лечебное дело» и «Акушерское дело». Окончила с отличием Целиноградский государственный медицинский институт. Стаж педагогической работы — 30 лет. Татьяна Николаевна считает, что одни из важнейших составляющих успешной педагогической деятельности — это самообразование и обучение на циклах повышения квалификации. Четыре года являясь куратором группы, особое внимание уделяла вопросам морально-этического и нравственного воспитания студентов, старалась показывать личный пример, активно участвуя в общественной жизни коллектива. При этом Татьяна Чуйко в совершенстве владеет современными методами психолого-педагогической диагностики и применяет их в практической деятельности.

Есть прекрасные слова писателя Л. Толстого, что «и воспитание, и образование нераздельно. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Татьяне Чуйко присущи профессионализм, целеустремленность и другие личностные качества.

Работа ей и ее коллегам приносит удовольствие от общения с обучающимися и преподавателями, от чувства необходимости тебя тем, с кем ты вместе работаешь, кому передаешь свой опыт. Ее неспокойная работа отмечена грамотой Министерства здравоохранения Республики Казахстан, имеет бесчисленное количество Почетных грамот, благодарностей и другие поощрения.

Галина Клименко — преподаватель высшей категории с 19-летним стажем. Педагогическое мастерство позволяет ей вести подготовку основной специальности практического здравоохранения среднего звена: фельдшеров. Активно применяя все традиционные и инновационные методы обучения, старается дать максимум знаний своим ученикам.

За плечами у Галины Клименко- Целиноградский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». В1986 году по распределению Министерства здравоохранения начала работать преподавателем предметов: «Терапия», «Пропедевтика внутренних болезней» в медколледже. В своей ежедневной работе для нее основным является накопление дидактического материала для совершенствования учебно-методического комплекса. Ею разработаны тесты, графические диктанты, созданы сборники лекций, клинических и проблемных задач. Она — автор «Стандартов оказания неотложной помощи взрослому населению», методических рекомендаций по формированию навыков онко- и тубнастороженности.

Особое внимание Галина Клименко уделяла начинающим педагогам, распространяя передовой опыт посредством открытых уроков, конференций, конкурсов. Галина Григорьевна постоянно пополняет свои знания, изучая новейшие достижения в медицине.

За ответственность, усердие и преданность к своей работе и многолетний труд была неоднократно поощрена. Среди наград — Нагрудный знак «Қазақстан Республикасының денсаулық сактау ісінің үздігі», Почетная грамота Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Наше старшее поколение — удивительные оптимисты и во всем видят позитив, они умеют радоваться жизни и ценить каждый миг. Эти люди заслуживают свой праздник.

Гульбаршин САЛЫК.

Научить детей «классно» говорить

По статистике сегодня каждому четвертому ребенку в Казахстане нужна помощь логопеда.

Сая Жексембаева — профессиональный логопед высшей категории из г.Степногорска, человек активной жизненной позиции, неравнодушный к чужой боли и до глубины души любящий свое непростое «ремесло».

Она трудится в детском саду «Нұршуақ», открывая юным степногорцам новый мир речевых звуков.

Сая Кажмуратовна, много детей в дошкольном учреждении, которым требуется помощь логопеда?

—  Много, к сожалению. В основном это «домашние» дети, которые никогда не посещали дошкольное учреждение. Из более 320 воспитанников нашего детского сада порядка 70 требуется логопедическая помощь. Возраст воспитанников — с 2 лет и старше. В основном наблюдается общее недоразвитие речи у детей, фонетические речевые нарушения.

—  В чем отличие логопеда от дефектолога?

—  Дефектолог занимается с проблемными детьми, которые имеют сниженный слух или заболевания центральной нервной системы. Он работает, прежде всего, над мышлением ребенка, над его способами познания мира, над вниманием и восприятием речи. Его работа — с психическими и физическими недостатками детей. Дефектологи не ставят речь, а только борются с проблемами, вызванными умственными нарушениями.

Логопед занимается с обычными детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он работает над правильным произношением, над постановкой звуков и слогов. Логопед корректирует и развивает речь, ставит звуки и произношение.

К примеру, логопед не будет учить с ребенком цвета, он будет проговаривать их названия, стремясь к правильному произношению, в то время как задача дефектолога — ознакомить малыша с цветами и выучить название каждого из них. Можно сказать, что дефектолог — это широкопрофильный специалист, в то время как логопед отвечает за исправление нарушений речи.

—   В чем заключается, по Вашему мнению, основная проблема логопеда в детских дошкольных учреждениях?

—  Необходимо восстановить взаимодействие логопеда и воспитателя той группы, чьи воспитанники посещают логопедический кабинет. Раньше воспитатели индивидуально занимались с такими детьми по заданию логопеда.

—  А где Вы получили образование?

—  Первое образование — учитель русского языка и литературы.

Будучи многодетной мамой, я пришла работать в детский сад воспитателем. Имею большой стаж работы и воспитателя, и логопеда. Параллельно преподавала казахский язык в прокуратуре, горсуде, акимате г.Степногорска, горотделе внутренних дел, вела делопроизводство на государственном языке в госструктурах.

Закончила также Карагандинский пединститут им. С.Муканова по специальности «Дефектология». Имею диплом дефектолога с дополнительной дошкольной логопедией.

Третье образование получила в Московском педагогическом институте имени Н.К.Крупской по специальности «Психология и логопедия в общеобразовательных школах и детских садах». Хорошей практикой подкрепилась от профессора, доктора педнаук, академика Славянской Академии им. Я.А.Коменского Татьяны Филичевой, автора множества книг по логопедии.

—  В своей работе, наверное, контактируете с другими коллегами-логопедами города?

—  К сожалению,это не всегда получается. У нас в Степногорске трудятся 27 логопедов, которые, можно сказать, сами «варятся в своем соку». В период работы в инсультном центре при центральной поликлинике де-фектологом, старалась делиться знаниями, наработками для того, чтобы научить молодых специалистов тонкостям этой работы. Многие воспитанники уже самостоятельно работают.

К примеру, Наташа Кудланова — моя воспитанница, в данное время трудится логопедом высшей категории в детсаде «Айголек».

Полагаю, что есть необходимость создания единой логопедической службы в областном масштабе. К примеру, если организовать мастер-классы, артикулярные гимнастики, дополнительное обучение с приглашением профессионалов-логопедов из области, республики, ближнего или дальнего зарубежья для приведения работы к единой системе взаимодействия, то, уверена, мы получили бы колоссальные результаты в работе.

Ваши ближайшие планы?

— Хочу познакомить молодых логопедов с собственной методикой работы, с разработанными мною дидактическими играми, которых насчитывается более 180. Надо шагать в ногу со временем. Тогда и результаты труда не заставят себя ждать.

Мечтаю, чтобы в казахстанском обществе росли и развивались здоровые дети!

Беседовал Арман ХАЙДАР.
г. Степногорск.
Фото автора.

«ЖІГЕР-2017»

Наши военруки стали победителями

В г. Актобе, на базе Военного института Сил воздушной обороны ВС РК, прошел республиканский военно-патриотический лагерь «Жігер-2017», организованный Министерством по делам религии и гражданского общества совместно с Конгрессом молодежи Казахстана.

В работе лагеря приняли участие заместитель начальника Генерального штаба ВС РК, председатель Республиканского штаба «Жас сарбаз», генерал-майор Мухамеджан Таласов, представители главной военной прокуратуры, руководители военно-патриотических клубов, преподаватели-организаторы начальной военной подготовки и студенты. Акмолинскую область представляли преподаватели НВП: Кокшетауского высшего казахского педагогического колледжа им. Ж. Мусина — Орынбек Сагидолда (руководитель ВПК «Айбын») и индустриально-технического колледжа №1 г. Атбасара — Талгат Молдыбаев (руководитель ВПК «Арлан»). Их воспитанники являются победителями и призерами многих республиканских соревнований военно-патриотической направленности.

В течение пяти дней 80 преподавателей НВП со всех регионов страны участвовали в различных семинарах, тренингах и занятиях по идеологической работе. А в спортивных состязаниях боролись за звание сильнейших. Так, в личном зачете Орынбек Сагидолда занял первое место в забеге на 100 метров, второе — по метанию гранаты и третье — по военному троеборью. А Талгат Молдыбаев — второе на «стометровке». В командном зачете наши преподаватели стали победителями.

На подведении итогов участники лагеря внесли свои предложения и рекомендации по дальнейшему  совершенствованию военно-патриотической работы и получили сертификаты республиканского военно-патриотического лагеря «Жігер-2017». Акмолинские военруки в торжественной обстановке были награждены грамотой председателя Спортивного комитета МО РК — начальника ЦСКА, полковника Расула Меирманова и призами.

Азамат ИСАБАЕВ,
методист областного учебно-методического центра по физической культуре, спорту и НВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также