Начали работу с «диалога без галстуков»

Туристский потенциал
Лоббировать интересы турбизнеса, быть связующим звеном взаимовыгодного сотрудничества между организациями этой сферы и государством, защищать интересы туроператоров, — таковы, по словам председателя новой Туристской Ассоциации Акмолинской области Кайрата Султанова, ее основные задачи. Проблемы туристического бизнеса, развитие ЩБКЗ обсуждали крупные туроператоры области, руководители ГНПП «Бурабай» и «Кокшетау» на первом заседании Ассоциации, которое Кайрат Султанов назвал «диалогом без галстуков».

Основным базовым документом по развитию ЩБКЗ является системный план до 2020 года, разработанный с участием международных экспертов, — рассказал директор ГНПП «Бурабай» Алиби Газиз. — Он предусматривает развитие пяти основных зон, благоприятных для инвестиций: озера Чебачье, Щучье, Жукей и Катарколь, а также экоаул в пос. Сарыбулак. Сегодня число мероприятий, входящих в данный план, предлагается расширить. В частности, в курортной зоне планируется строительство горнолыжной базы с фуникулером, открытого театра для проведения масштабных шоу-программ, также в числе значимых и зрелищных проектов — монорельсовые и скоростные сани, открытые и крытые аквапарки, сакские бани, стеклянные мосты и смотровые площадки. Особое внимание уделяется развитию агро- и этнотуризма.

Говоря о глобальных вопросах руководитель природного парка поднимал и более земные, в основном касающиеся экологии и природного состояния ГНПП «Бурабай». К сожалению, и многие присутствующие согласились с этим, менталитет сегодняшних отдыхающих таков, что те запросто могут оставить после себя мусор. Инспекторы ГНПП каждый день наблюдают нелицеприятную картину, хотя, по словам Алиби Газиза, на территории ГНПП масса мусорных контейнеров. Самое страшное, многие туристы запросто могут бросить непотушенный окурок в горах, что приводит к возникновению пожаров, с которыми очень сложно бороться в местах, куда не может добраться техника.

Помогут субсидии…

Остается актуальной сегодня проблема инфраструктуры дорог, стоянок автотранспорта. Развивая эту тему, туроператоры отметили, что из-за неудовлетворительного состояния дорог акмолинские компании теряют своих клиентов, особенно из соседней России. К примеру, большая часть омичей отказались приезжать в регион именно по этой причине. По мнению присутствующих, состояние дорожной инфраструктуры, ценовая политика транспортников и таможенные «заморочки» попросту отпугивают потенциальных туристов. И здесь нужны решения на уровне государства.

Кайрат Султанов отметил, что многих туристов отпугивает и ценовая политика самих туроператоров, которые предлагают минимальный спектр услуг за немалые деньги: «Людям намного проще побывать, к примеру, в Турции или Египте, нежели отдохнуть у нас». На что получил объяснение: «Туристский бизнес сезонный, содержать пустующие гостиницы зимой недешево, поэтому все затраты стараемся окупить летом». Развитие зимних видов спорта, организация досуга в зимний период — частичный выход из проблемы, которую, по мнению присутствующих, можно было бы решить при помощи государственных субсидий.

— Отчего туризм не субсидировать как, к примеру, сельское хозяйство, когда часть затрат государство берет на себя, — обсуждали собравшиеся, — тогда и цены не были бы завышены…

И Туристбай в помощь

Особый интерес аудитории вызвала презентация туристско-информационного центра (ТИЦ) при облуправлении туризма, которую представил ее директор Жанат Нугуманов. На вопросы «Что такое ТИЦ, для чего он создан?» участники заседания получили исчерпывающие ответы.

Выступающий рассказал, что центр создан для формирования и продвижения туристского потенциала области. Как инструменты, его коллектив использует рекламу в соцсетях (СММ — продвижение), тренинги и семинары по использованию ИТ-технологий субъектами турсферы для успешной интеграции в мировое туристское пространство. Не умаляется значимость видеоконтента в маркетинге туристского бренда, использование «вирусных видеороликов» и видеофильмов. Созданием таких видеороликов занимаются сегодня айтишники центра, которые сделали символом региона милый аниме-персонаж Туристбай. Отдельным направлением ТИЦ названа организация инфотуров для видеоблогеров.

Одобрение туроператоров получил проект туристского портала Акмолинской области, разрабатываемый центром на примере порталов Крыша.КЗ или Колеса.КЗ. В данном случае его содержимым будет вся информация о турсфере региона: какие зоны и дома отдыха у нас имеются, сколько стоят их услуги, адреса. Предполагается, что на портале будет предусмотрена функция «онлайн-бронирование», а предприниматели смогут зарегистрироваться сами, им не надо будет для этого специально приезжать в ТИЦ. Запуск портала ожидается уже в сентябре.

Дорожной карте быть?

— В среднем на реконструкцию одного бывшего советского пионерского лагеря необходимо до 100 млн тенге, — начал презентацию предварительно разработанной им Дорожной карты развития социального детского загородного отдыха Республики Казахстан Кайрат Султанов, предложив взять деньги в АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» и в банках второго уровня.

—   Необходимо совместно с АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» разработать программу финансирования для развития социального детского загородного отдыха в РК, а НПП «Атамекен»  произвести  обучение руководителей по программе «Бастау». Нужно вернуть программу АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» по выделению на инфраструктуру инженерной сети 50% от суммы кредита, так как ДОЦы не имеют выгребных ям, канализационных, водопроводных сетей.

Депутат считает, что поправить материальную базу ДОЦ можно с помощью кредитования через банки второго уровня   на   семь лет, под 3% годовых. Причем 85% залога обеспечивает государство, а 15% — собственник. Кайрат Султанов отметил, что многие ДОЦы не работают по причине отсутствия денег на ремонт. «Нужно составить реестр детских лагерей по областям независимо от форм собственности. На территории Акмолинской области в 1990-1994 годы было 64 детских лагеря. На сегодняшний день функционирует 19», — проинформировал он.

Выступающий отметил, что для перевозки детей в лагеря отдыха используются старые автобусы. Необходимо предоставить льготные условия для получения новых автобусов в лизинг без первоначального 30% взноса, под 2-3% годовых, сроком на пять лет.

Морально устаревшее кухонное оборудование столовых и пищеблоков также предлагается обновить в лизинг, для чего необходимо скоординировать лизинговые компании и ДОЦы.

Часть оплаты за детскую путевку предлагается осуществлять за счет социального   пакета,   оставшуюся оплачивают родители. Тем самым собственник ДОЦа гарантированно погашает полученный кредит.

Кайрат Султанов оотметил, что дети, выезжая из лагеря отдыха, и въезжая для отдыха обратно в национальный парк, вынуждены оплачивать по несколько раз соответствующие сборы. Это одна из проблем развития непосредственно экскурсионного развития. «Хотелось бы решить вопрос именно о тарифах для детей», — сказал он.

— В летний период существует проблема обеспечения ДОЦов медицинскими работниками и врачами, — продолжил депутат говорить о наболевшем. — В это время можно организовать здесь практику студентов медицинских институтов и колледжей. Также летом бывают случаи пищевого отравления и несчастных случаев. Эту проблему можно решить, разработав перспективное пятиразовое меню с калькуляцией Казахстанской академии питания, на 10-15 дней для стационарных ДОЦов, палаточных и юрточных лагерей, согласованное с Комитетом охраны общественного здоровья и включив его в САНПиН и Правила детского загородного отдыха.

Эти и многие другие рекомендации планируется для ознакомления и рассмотрения направить в Правительство. Кстати, часть проблемных вопросов об утверждении санитарных требований к санаториям и оздоровительным объектам нашли положительное решение благодаря Султанову. Именно с его подачи в ДОЦах и лагерях теперь разрешены двухъярусные кровати и раскладушки в палатах.

Подводя итоги первого заседания, участники сошлись во мнении, что такие мероприятия должны продолжаться. Положительно оценив работу новой туристской ассоциации, многие присутствующие вступили в ее ряды. Сегодня эта организация насчитывает 24 субъекта туристского бизнеса из числа турфирм, отелей, санаториев, зон и центров отдыха региона. Судя по первому заседанию, можно утверждать, что этот показатель увеличится в разы.

Ирина ТРОНЕВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА, Ермурата ДОСУМОВА.

Бурабайский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также