Профессор Зайберт — частый гость нашей газеты. Как, собственно, многих других СМИ. Интерес к этой незаурядной личности, мэтру мировой археологии, понятен. Будучи первооткрывателем Ботайской культуры, именно он доказал, что впервые домашняя лошадь появилась не в Европе, а в степях Евразии. А отсюда — освоение новых территорий, колоссальные изменения образа жизни, мировоззрения… Сегодня Виктор Зайберт работает над реализацией республиканского проекта «Реконструкция социально-экономических и мировоззренческих контекстов Ботайской культуры».
— Виктор Федорович, на одном из совещаний, где обсуждалась программная статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», вы говорили о мировоззренческих аспектах возникновения степной цивилизации, о закономерностях этого процесса. Они действуют и сегодня?
— Закономерности исторического развития, как и природы, имеют характер непреложный. Одна из них заключается в том, что возникновение новой цивилизации изменяет мировоззрение, психологию предшествующих этапов развития. Конная, степная, колесная цивилизация (все эти определения можно считать синонимами) — не исключение. Возникают новые верования и культы. Прежде всего, культ коня.
Но и мировоззрение влияет на изменения всей цивилизации. Когда благоприятны экономические условия, формируется удобный календарный цикл, люди привыкают к системе, адаптируются к окружающей среде. Создают системы жизнеобеспечения, вырабатывают обычаи. Когда человеку хорошо, общество стагнирует, оно живет в привычном русле, работает передача информации от старшего поколения к младшему. Начинается кризис — первая мысль: наши боги нас оставили. Надо отказаться от этих обычаев, надо найти других богов.
Само время шлифует верования и сама жизнь отбрасывает то, что препятствует воспроизводству материальных и человеческих ресурсов.
Ботайская культура — одно из многочисленных подтверждений этому. Она претерпевает кризис, когда начинается гигантское опустынивание всего континента. В истории всегда действуют два разрушающих и одновременно стимулирующих фактора: природный и демографический. Образно выражаясь, ситуация возникает примерно такая: люди собрались спать — их 100 человек, просыпаются — 150. Запасов — на 100. Надо добывать новые запасы. На стыке проблем появляется необходимость коневодства, производящей экономики. Именно в степной зоне возникают инновационные идеи и центры. Из передней Азии, благодаря уже не пешим, а конным коммуникациям, приходят производство металлов, литье, керамика. Изменяются структура мышления, одежда, рисунки наскальные, начинается новая эпоха. На вершине старой цивилизации возникает новая.
В условиях психологического, мировоззренческого кризиса появляется необходимость отбросить старое, а именно то, что не организовывает людей, не способствует их позитивному восприятию системы культуры.
На примере Ботайской культуры можно говорить о системе преемственности культуры в процессе возникновения новых цивилизаций и о том, что архаические элементы, мешающие выживанию, развитию неизбежно отмирают. Пытаться сохранить, «законсервировать» их не просто бесполезно, но и вредно.
Из прошлого надо брать то, что способствует новому, развитию, движению вперед.
Посмотрите, как точно и образно говорит об этом Президент в своей программной статье: «Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации».
— Простите, но буквально здесь же есть и следующее положение: «…модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации»…
-Да, конечно. И между этими утверждениями не существует ни малейшего противоречия. Испокон веков, инновации сталкиваются с традициями, идет процесс «переваривания» инноваций. Любой этнос берет то, что нужно для глобального мира, для работы и оставляет свои этнические элементы культуры для души, дома, семьи. Уникальность нашего казахстанского общества в его евразийской сущности. Каждому этносу надо сохранить свои глубинные ценности. А они, по сути своей, едины: семья, родственные связи, стремление к миру и дружбе. Главное для всех — это семейные ценности, родовые традиции. Для того, чтобы в обществе была гармония, как раз и нужно разумное сочетание этнических традиций и инноваций.
— Как в контексте модернизации общественного сознания вы оцениваете значимость проекта «Сакральная география Казахстана»?
— Говорить о своевременности, значимости проекта можно много и долго. Хочу акцентировать внимание на одной из множества его сторон. Формирование такого культурно-географического пояса святынь Казахстана, не просто поверхностное знакомство, а прикосновение к нему, проникновение в его суть казахстанцами — важнейшее условие реализации одной из институциональных реформ — идентичность и единство. Каркасом национальной идентичности называет такой пояс Президент.
Ведь, когда Нурсултан Назарбаев говорит, от какого наследия прошлого нам надо отказаться, то, прежде всего, называет местничество и регионализм. Как преодолеть эти еще существующие настроения? Один из путей-осознание общности нашей истории, того, что где бы ни находился тот или иной исторический памятник — это наше общее достояние, духовная святыня. Не важно, где памятник находится — на Алтае, в Туркестане, в Бурабае — они должны быть доступны для посещения, приобщения к их глубинной сути.
Как и много лет назад я продолжаю говорить о необходимости культурно-патриотического туризма. Он абсолютно совпадает с путешествием по сакральным местам. Представьте, если еще и будет сформирован музыкально — песенный комплекс национальной культуры!
Политическая воля для культурно-патриотического туризма есть, выражена предельно четко. Нужны грамотный менеджмент и финансирование. На республиканском уровне, на местах.
Возьмите территорию нашей Зеренды. Это же около 300 памятников археологических! Уже 20 лет назад мы предлагали создать археологический заповедник Кошкарбай. Сегодня надо вернуться к этому проекту, он связан не только с археологией, но и с туризмом, воспитанием. Посещение этих мест — то, что настраивает человека на раздумья.
— Виктор Федорович, все это так. Но уже сегодня занимающиеся реализацией проектов в рамках программы «Рухани жаңғыру» говорят об проявлениях местнического подхода и при формировании списка «100 новых лиц Казахстана», и перечня исторических памятников, включаемых в единый культурно-географический пояс.
— Не напрасно же Президент говорит о живучести и опасности местничества. Поэтому изначально надо разработать очень четкие, однозначные критерии и понятия «Новое лицо Казахстана» и того, какие элементы культуры включаются в понятие «сакральный памятник». В основе, конечно, духовные корни нашего народа. Без сомнения, сакральны многие археологические могильные, жертвенные комплексы, курганы. Но они фиксируют остатки той духовности, которая материализовалась. Но многое либо не сохранилось в вещественном выражении, а, возможно, какие-то значимые артефакты археологам еще предстоит отыскать.
В любом случае список памятников не должен быть закостенелым. Это перманентный процесс. Какие-то объекты будут выводиться, а какие-то будут входить. А какие-то мы создаем сегодня. К сакральным их отнесут уже наши далекие потомки.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.