Село Полтавское. Свободных вакансий нет

По инициативе акима Егиндыкольского района в регионе второй год проходит акция «День села» с приглашением гостей, праздничными мероприятиями. Но глубинная цель ее благородна — благоустройство поселков, улучшение их внешнего вида, озеленение. Акция подразумевает и дальнейшее развитие благотворительности и спонсорства.

Лучше раз увидеть…

В августе нынешнего года «День села» пройдет в Полтавском. Здесь крепнет и набирает обороты ТОО «Сарымсакты», руководит которым Оралбай Глашев, один из известных в округе меценатов, депутат районного маслихата. Он относится к когорте тех сельских предпринимателей, которые не жалеют собственные средства на благие дела, поддерживают школы, библиотеки, людей творческих, строят мечети и дороги. Наша газета писала о том, что в 2014 году он отремонтировал за счет собственных средств 22 км дороги, ведущей от села до основной автомобильной трассы, вложив 20 млн тенге.

В Полтавское мы и отправились, руководствуясь правилом: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. О позитивных здесь переменах, происходящих в последние годы, «говорит» заасфальтированная, огороженная красивым забором, центральная площадь села. По ее периметру расположились пекарня, продуктовый магазин, офис фирмы, в здании которого на втором этаже имеется кафе на 100 мест, бильярдная. Здесь же второй год функционирует маленький пельменный цех, благо мясо и мука в хозяйстве — свои.

Чуть дальше по одной из центральных улиц села — добротно огороженные хоккейный корт, мини-футбольное поле, рядом — детская площадка. Летними вечерами здесь шумно, многолюдно. К слову, начали закладывать и летний стадион, будет он, говорит аким села Сенбай Сеитов, не хуже чем в райцентре, с беговой дорожкой, сиденьями, ну, может быть, чуть меньше по размерам.

А главная достопримечательность — новенький культурно-досуговый центр, построенный в рамках программы государственно-частного партнерства. На втором этаже расположилась сельская библиотека, самое примечательное место которой — огромное светлое помещение, с окнами до пола — летний читальный зал, площадка для интеллектуальных игр, рисования, а зимой, сказали, здесь будет зимний сад.

Теперь есть где почитать интересные книжки.

На первом этаже — сплошь залы — зрительный, тренажерный, огромный спортивный, в скором времени центр прирастет диско-залом, а также душевыми, раздевалками. Кстати, как отметил аким сельского округа, в селе созданы шесть спортивных команд. Так что центр досуга редко пустует.

Для пущего комфорта договаривается директор об установке в селе станции мобильной связи, а за недостающих абонентов доплачивать сотовому оператору станет хозяйство.

Работает общественная баня, средняя заработная плата сельчан — 75-80 тыс. тенге. С открытием цеха по производству пескоблоков и пеноблоков еще пять человек обрели рабочие места.

Оглядываясь в прошлое

Оралбай Байдуович вспоминает: «В 90-е годы, когда я только начал здесь работать, проходя по селу, с болью смотрел, както у одного, то у другого дома стоял контейнер, в который уезжающие хозяева загружали вещи. Вечером за ужином говорил жене: как бы нам с тобой в Полтавском вдвоем не остаться…».

Вдвоем они, конечно, не остались. Сегодня сказали бы, что в свое время в село пришел предприниматель и хороший антикризисный менеджер в одном лице, который за 23 года работы пусть не со всеми, но со многими социальными задачами справился блестяще.

За два десятка лет два села — Полтавское и Коркем — преобразились в островки стабильности. Маленький, но красноречивый штрих: в Полтавском сегодня нет домов на продажу, как нет уже давно в товариществе свободных вакансий.

«На месте нынешнего культурно-досугового центра, — продолжает Оралбай Глашев, — стоял нефункционирующий совхозный клуб. Мне на баланс его никто не передавал, не назначил сторожа и районный отдел культуры. Ушлые сельчане стали потихоньку растаскивать здание, вскоре от него осталась лишь стена. Помню, один из руководителей области, побывав в нашем селе, говорит: «Оралбай, что получается: ты пришел, клуб стоял, если вдруг уйдешь — клуба нет?». Задело за живое, подумал, взвесил возможности и решил строить». А с началом строительства появился азарт, захотелось, чтобы все в новом учреждении соответствовало современным стандартам. Так оно и получилось. Со временем сюда перейдет штат сельского клуба из здания, которое директор также, вложив средства, привел в порядок. А там думает открыть компактный торговый центр. Чем торговать начнут? Строительными материалами, говорит, спрос на них в селе сейчас немаленький. Не станут покупать сельчане — в ТОО все будет использовано.

—  Не значит ли это, Оралбай Байдуович, что строить много будете?

—   Конечно, жилье планируем строить. В прошлом году, например, вручили ключи от двух благоустроенных квартир специалистам. Потом ко мне обратились механизаторы, водители с просьбой: тоже хотим в новых квартирах жить, пусть они будут арендные или в рассрочку их выкупим у хозяйства. Тем более, что строить у нас есть из чего — песок, щебенка — свои, пескоблоки сами производим.

Что Вам еще хотелось бы сделать для села, его жителей?

—  Я говорил уже, что работаю здесь 23 года. Все, что мы смогли сделать в рамках благоустройства, строительства — благодаря хорошим урожаям в течение последних трех-четырех лет. Хорошо помню свои первые рабочие дни: утром самым сложным было — пройти в кабинет мимо стоящих в конторе задавленных проблемами, не получающих заработную плату людей. Помочь хотелось каждому, но помочь было нечем. С 1994 по 1998 годы — самые неурожайные — мы жили в весьма тяжелом положении, сидели без воды, одну зиму провели без света. Именно тогда многие уехали из села. В 1999 году убрали хороший хлеб и смогли, что называется, вдохнуть полной грудью. Сегодня редко кто заходит в контору с какой-либо просьбой. Зарплата у людей стабильная, муку выписываем, корма для животных доставляем на дом. К слову, частенько мне передают приветы от тех, кто обратно просится. Но вакансий сейчас нет.

Село — это золотая колыбель, надо его, безусловно, улучшать, благоустраивать. К сожалению, облик многих наших поселков все еще портят пустующие, разрушающиеся без ухода дома. Уехавшие хозяева их не продают, а без их ведома нельзя снести старое жилье. По моему убеждению, если берешься за что-нибудь, нужно доводить начатое до конца и делать только качественно, что в свою очередь требует больших вложений. Большим подспорьем для нас, сельхозтоваропроизводителей — получателей государственной поддержки — является государственная программа субсидирования. Если, к примеру, приобрел удобрения, гербициды на 100 млн тенге, 50 % затраченных денег государство возвращает. А я в свою очередь возвратные средства использую на социальные нужды — ремонт дорог, благоустройство села, строительство жилья.

Оралбай Байдуович, а Вы прислушиваетесь к мнению, предложениям сельчан?

—  Конечно. Однажды ко мне пришел аксакал с просьбой построить в селе мечеть. Не сразу, года за два, но исполнили это пожелание, реконструировав под нее жилой дом.

Спустя время стали просить о мечети и жители села Коркем. У них она тоже за пару лет появилась.

Раушан УТЕУЛИНА.

Егиндыкольский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также