Прямое общение с целевой аудиторией
В Послании Президента «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы и развитие» содержится четкий анализ современной ситуации в стране, в мире и реальные предложения по дальнейшему развитию, эффект от которых рассчитан на десятилетия вперед. Идеи и цели, обозначенные в этом документе, имеют непосредственное отношение и к сфере религиозных отношений.
Для реализации поставленных задач областным управлением по делам религий проводится системная работа. Наша деятельность направлена на разъяснение основ государственно-конфессиональных отношений, повышение правовой и религиоведческой грамотности населения региона, формирование у граждан устойчивого иммунитета к различного рода деструктивной и экстремистской идеологии, воспитание патриотизма и уважения к традиционным духовным ценностям народа Казахстана.
Повышению эффективности проводимой работы служит тесное сотрудничество с представителями религиозных объединений. Один из примеров этому — деятельность собрания руководителей религиозных объединений «Ынтымақ», созданного при нашем управлении.
Сегодня на территории области действуют 227 религиозных объединений, представляющих 12 конфессий.
В рамках реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы созданы 23 информационно-разъяснительные группы по вопросам религий из 217 человек. Только за 10 месяцев ими проведено 1974 мероприятия, в которых приняли участие 79570 человек. Аудитория — молодежь, государственные и гражданские служащие, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, работники производственных и коммерческих предприятий, верующий джамагат, осужденные…
Основной упор делается на донесение квалифицированной, достоверной и актуальной информации до каждой целевой группы населения, на достижение максимально большего охвата аудитории слушателей особенно в сельских округах и районных центрах области.
Большая работа проводится и в медиа-пространстве. В течение 10 месяцев 2016 года в СМИ области вышло 1309 материалов, освещающих различные вопросы в сфере религиозных отношений. Из них в печатных изданиях опубликовано 844 статьи, областным телевидением и районными телестудиями продемонстрировано 145 телематериалов, в интернет-ресурсах размещено 320 информационных сообщений. На интернет-ресурсе УДР (udr—akm.kz) выставлен 151 материал различного характера (пресс-релизы, публикации, видеоролики и др.).
Проводимая в области разноплановая работа позволяет заложить основу доверия населения к государственным структурам и формировать активную гражданскую позицию, направленную на сохранение принципов светскости, укрепление духовно-нравственной обстановки, привлечение внимания общества к разрешению проблем, имеющихся в сфере религии, профилактики религиозного экстремизма и терроризма.
Болат КАСЕНОВ,
и.о. руководителя областного управления по делам религий.
Фото с сайта udr—akm.kz.
ИЗ ЗАЛА СУДА
Приговор вынесен. Вопросы остаются
В. родился в 1987 году, жил в г. Щучинске, не женат, образование средне-специальное, до недавнего времени работал охранником в ТОО… Примерно такие или похожие биографические данные имеет множество тридцатилетних молодых людей. Отличие печальное: в 2009 году В. был осужден к девяти годам лишения свободы за совершенное им убийство.
Наказание отбывал в исправительной колонии строгого режима. Шесть лет спустя, постановлением Степногорского районного суда освобожден условно-досрочно.
На свободу славянин В. вышел, как зафиксировано в акте уже другого, недавнего суда, «поменяв вероисповедание с православного на ислам… Религиозные знания он получал самостоятельно путем чтения различных религиозных изданий и книг. После освобождения, прибыв в г. Щучинск, В. с целью расширения своих знаний стал изучать аяты Корана, хадисы Пророка, цитаты известных проповедников, которые являются сторонниками и руководителями международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ — организация, признанная террористической, ее деятельность запрещена на территории РК)». Нужную ему информацию он получал, используя возможности интернета.
Позже «под воздействием самостоятельно изученных материалов стал исповедовать салафитскую идеологию радикального толка, призывающую совершать «джихад» в форме вооруженной борьбы…». Следующий шаг: пропаганда своих взглядов и убеждений «путем распространения видеороликов радикально-экстремистского характера, с использованием информационно-коммуникационных сетей».
Наводят на размышления и избранные В. личные ники (сетевое имя, псевдоним), под которыми он регистрировался в различных социальных сетях: «Муслим Украинский», «Абдуль Азиз Украинский»… Он копировал материалы религиозно-радикального толка, хранил их в личном мобильном телефоне и в ноутбуке, постоянно выкладывал в открытом доступе на личной странице в социальной сети. Посмотреть видеофайлы, выложенные в «Контакте», мог любой случайный посетитель, в том числе и несовершеннолетние. А в них в самом радужном свете были представлены деятельность вооруженных формирований, боевые действия, акты терроризма, гибель людей, а также выступление идеологов «джихада».
Всего в «интернет-друзьях» В. было около 100 человек. Скольким он разослал текстовые файлы при помощи мобильного приложения мессенджера «Телеграмм», установить сложно. Некоторые из просмотревших выступили в качестве свидетелей на заседании суда.
Свидетель Г. познакомился с В. в мечети, в социальной сети «В Контакте» под логином «Ербол» находился у него в друзьях. По его показаниям, В. «неоднократно скидывал на сотовый телефон видеоматериалы с призывами выехать в Сирию для поддержки «джихада». В личном общении он часто заводил разговоры про ИГИЛ, был навязчив в этом вопросе. Однажды сообщил, что намеревается выехать в Сирию на вооруженный джихад, и что надо подготовиться, изучить арабский язык».
Еще один свидетель, переписывающийся с В. по интернету, говорил о том, что «В. начал высказывать ему, что он хочет уехать в Сирию, чтобы воевать, или на крайний случай «выступить здесь».
Экспертизы, проведенные религиоведами и политологами, имеющими соответствующие квалификацию и полномочия, установили, что в материалах, распространяемых В., «имеются признаки возбуждения религиозной вражды и розни, а также пропагандирующие терроризм, военные (насильственные) действия и насильственный джихад».
На судебном заседании не отрицал этого и сам В. Это отражено и в судебном акте: «Вину свою в предъявленном обвинении признал в полном объеме».
— Совершал пятикратный намаз и интересовался религией ислам, посещал разные социальные сети, группы под названием «ИГИЛ», слушал аудиообращения религиозного характера, искал свой путь в исламе, — так сам В. объяснял свои первые шаги, приведшие его к преступлению. Распространяя различные пропагандистские материалы, по его словам, не знал, что они являются запрещенными в нашей стране, опубликовывал их с целью «узнать мнение других людей». По поводу своих призывов идти на «джихад», ехать в Сирию сказал буквально следующее: «…нагнетал обстановку, хотел чтоб меня воспринимали серьезно».
К пяти годам лишения свободы, предусмотренным законом за эти преступления, квалифицируемые Уголовным кодексом РК как «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма» и «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», суд частично присоединил неотбытую часть наказания за преступление прежнее. Итого: шесть лет В. проведет в исправительной колонии особого режима.
Выйдет 35-летним мужчиной. Каким — покажет время. Изменит свои взгляды или, напротив, укрепится в них? Это зависит не только от него самого, но и от того, какие ответы будут даны профессионалами, работающими с осужденными, активистами общественных организаций, контактирующими с ними, всем обществом на неизбежно возникающие вопросы.
То, что преступник обращается к Богу, как раз вполне объяснимо. Примеров тому в мировой классической литературе, в современном кинематографе, в реальной жизни — множество. Неудивительно и то, что живущий в Казахстане этнический украинец В. становится мусульманином. Думается, что о прозелитизме (смене вероисповедания) в данном случае речь не идет. Вряд ли он в юности был настоящим христианином. Но почему он стал сторонником именно радикально-экстремистского направления ислама? Кто подтолкнул его к этому?
По официальным данным, сегодня в различных исправительных колониях страны отбывают наказание более 400 человек, осужденных за причастность к террористической и экстремистской деятельности. По словам верховного муфтия Казахстана Ержана кажы Малгажыулы, в результате проводимой с ними разъяснительной работы 196 из них в этом году от своих радикальных взглядов отказались. Но скольких людей они уже успели превратить в своих сторонников? Ведь полностью изолировать их от остальных осужденных, несмотря на все усилия администрации, вряд ли возможно. А именно в колониях зерна экстремизма падают на благодатную почву. Психологи говорят о том, что осужденные чаще всего обижены на полицию, на тех, кто писал на них заявление, вообще на судьбу. На таких эмоциях лучше всего взрастить гнев и жажду мести.
Ученые-исламоведы насаждаемую преступниками идеологию называют «упрощенным исламом». Используя его положения, нарушителю закона легко объяснить и оправдать свои действия борьбой с «государством неверных» и жизнью по шариату.
Заместитель начальника областного департамента УИС Нурлан Турмагамбетов проинформировал нас о большом количестве мероприятий, проводимых с целью профилактики распространения экстремистских взглядов и переубеждения тех, кто их разделяет. Но, видимо, не все они достигают своей цели.
По словам и.о. руководителя областного управления по делам религий Болата Касенова, очень не хватает грамотных теологов, которые могли бы дать верные ориентиры людям, становящимися верующими (или пытаются стать таковыми) уже в зрелом возрасте. Особые проблемы возникают с русскоязычным контингентом. Эпизодически приезжающие в колонию мусульманские теологи, естественно, проводят беседы на государственном языке. Кто и как потом излагает услышанное русскоязычным приятелям, остается только догадываться. Православные же священнослужители приходят в колонии только по приглашению для свершения обрядов.
— В исправительных учреждениях люди, которые рано или поздно к нам возвращаются, — говорит директор ОФ «Прометей» Олжас Сыздыков. — Какими они выходят из мест лишения свободы — во многом зависит от уровня проведенной с ними социально-психологической и профессиональной подготовки. А она часто не на должном уровне.
О проблемах людей, вышедших из мест лишения свободы, Олжас Тургунович знает не понаслышке, много лет он помогает десяткам людей вернуться к нормальной трудовой жизни. По его мнению, В. — пример того, как часто осужденные, становясь ярыми приверженцами каких-либо религиозных взглядов, пытаются заявить о себе, привлечь внимание: «Я стал другим! Я изменился!». Таким образом они (может быть даже подсознательно) ищут круг общения, где будет цениться именно их религиозность, где они могут стать не просто полноправными членами, а лидерами.
Каждая изломанная судьба — это трагедия. Причем не только самого заблудшего человека. Жертвами преступлений, совершаемых якобы во имя веры, может стать каждый из нас. И только совместные усилия профессионалов, общественных организаций, неравнодушное отношение к людям, которым сложно вернуться в социум, могут эти риски минимизировать. Не круглые столы, брошюры с абстрактными советами нужны им, а реальная профессия, рабочее место со стабильной заработной платой, жилье и просто вовремя сказанные слова: «Тебе сейчас сложно. Я могу чем-то помочь?».
Нина МИТЧИНОВА.