«Внедрение прямой выборности акимов привело к появлению новой категории государственных служащих – избираемых управленцев. Среди них все больше тех, кто ранее не работал на государственной службе, в том числе и молодежи. Поэтому становится актуальным вопрос комплексной подготовки избранных акимов и руководителей разного уровня», – заявил президент Касым-Жомарт Токаев в ходе расширенного заседания Правительства.
Здесь же прозвучало поручение правительству и Агентству по делам госслужбы запустить обучающий проект «Школа акимов». О том, как ведется обучение начинающих руководителей в Акмолинской области, мы поговорили с лектором республиканского проекта партии «AMANAT» Дауренбеком Жусуповым.
– Дауренбек Сейтжанович, можете ли Вы определить цель, к которой идут ваши слушатели? Какое количество акимов районов, городов, сел области проходят обучение?
– Добрый день, сегодня обучение проходят 164 акима сельских округов и районных центров. Целью обучения является разработка «Программы экономического развития сельских округов». Акимы должны четко знать в каком направлении двигаться, как увеличить доходы населения и налоговую базу бюджета 4-го уровня, улучшить инфраструктуру округа, используя различные меры государственной поддержки в т.ч. программу «Ауыл аманаты»
– По Вашему мнению, что самое важное должен унести с собой каждый аким после прохождения обучающих модулей, какой результат обучения Вы считаете самым ценным?
– Самым ценным, считаю, должны быть знания для экономического развития региона. Например, зная количественный и качественный состав населения, имея данные о земельных ресурсах, скрининговые данные (товарная масса, количество сельскохозяйственных животных, специализацию региона), можно определить рынки сбыта продукции личных подсобных хозяйств и начать работу с населением для привлечения на занятие микробизнесом, в том числе путем объединения в сельскохозяйственные кооперативы. Так люди смогут заключать выгодные договоры на поставку продукции по госзакупкам, на закупках квазигоссектора и даже в розничные магазины.
– Поделитесь, пожалуйста, какими методами, приемами Вы добиваетесь вовлечения и понимания, а не просто прослушивания материала? Как строится программа обучения: это лекции, практические кейсы, живые симуляции?
– Во-первых, я хоть и лектор, проживающий в областном центре, имею опыт работы с 2017 года в сельских округах по программам «Бастау Бизнес», «Жас Касiпкер», «Қарызсыз қоғам» и на постоянной основе работаю с сельским населением, четко знаю проблемы села, что сближает меня с акимами сельских округов.
Каждый материал, представленный в слайдах, сопровождается комментариями и обсуждением. Практические кейсы рассматриваются в том числе со слушателями курса с максимально возможным применением в их округе. Общий стаж работы в сфере развития малого и среднего бизнеса дает возможность рассмотреть любые проекты на приживаемость в их округе и дать свою объективную оценку прогнозным инвестиционным проектам, которые предлагают акимы.
– Было ли сопротивление или скепсис со стороны акимов в начале? Как удалось их преодолеть?
– Да, в первые дни было сопротивление, так как им было непонятно, для чего проходить обучение, в их представлении это был очередной курс, который они, возможно, не смогут применить на практике.
В ходе изучения материала, практических занятий получилось вовлечь слушателей, изменить представление о предстоящем курсе и дать им возможность самостоятельно проанализировать текущую ситуацию в своем округе, понять, что можно изменить для улучшения жизни населения, используя меры государственной поддержки.
Например, на протяжении многих лет государство выдает льготные кредиты для развития сельского бизнеса, в частности животноводства, но поголовье скота не увеличивается, поступления в бюджет от этих предпринимателей не увеличиваются. Где-то имеет место нецелевое использование займов, где-то – отсутствие четкого представления, как масштабировать личное подсобное хозяйство. В итоге – закрытие бизнеса. Эти меры господдержки помогали отдельным семьям увеличить доход, но не было мультипликативного эффекта на экономику страны – увеличения доходов населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет, увеличения объемов выпуска сельскохозяйственной продукции.
– Ваша цель – не просто передача знаний, а изменение мышления местной власти. Как Вы видите, что это уже начинает происходить?
– Да, одной из задач обучения является изменение мышления слушателя, так как, если не менять отношение к работе, ничего не изменится. Акимы должны понимать, что необходимо по-новому взглянуть на проблемы и начать их решать. Посмотреть на себя, в первую очередь, оценить «до» и «после», а через какое-то время сравнить, что было, и что есть. Это огромное поле деятельности для реализации прогрессивных идей, как бы громко это не звучало…
Андрей Петров.