«Карагоз»: трагедия вечной любви

Премьера
Постановка произведения классика казахской литературы Мухтара Ауэзова — драмы «Карагоз» — завершила череду премьер нового сезона областного русского театра драмы и стала посвящением юбилею Независимости (напомним, старт сезону дала премьера «Дракон», потом была лирическая комедия «Незамужняя женщина»). Режиссером — постановщиком пьесы «Карагоз» выступил заслуженный деятель РК Нурлан Джуманиязов (Астана).

Как отмечает главный режиссер театра Ольга Луцива, бессмертные произведения, к которым относится «Карагоз», не имеют национальности. Именно поэтому была выбрана для постановки классическая казахская пьеса.

— Наш театр является частью многообразной казахстанской культуры, и для нас большая честь представить спектакль такого крупного масштаба, — объясняет собеседница. — Эту нестареющую ауэзовскую драму отличают глубокое знание человеческой души, яркое и интересное описание народной жизни, захватывающий сюжет и, конечно же, великолепное искусство слова.

Звонок дан, занавес поднят. Лаконично оформленная сцена создает впечатление бескрайнего пространства, на фоне которого развивается драма из жизни кочевого народа. Декорации и звуковые эффекты (художник-постановщик спектакля —   лауреат Международной премии им. Ч.Айтматова Садыр Ниязакунов из Кыргызстана) помогают зрителю перенестись во времена баев и биев, где правят законы семьи и совсем не учитываются чувства.

Самая красивая девушка аула Карагоз — казахская Джульетта или Жизель. Талантливая актриса Оксана Науменко, кажется, легко вошла в роль. Она с первого же появления на сцене вместе с танцующими подружками обращает на себя внимание лиричностью, полетом души. В разговоре с близкой подругой Акбалой в исполнении «Мәдениет кайраткері» Людмилы Скуратовой Карагоз еще надеется, что свадьба не состоится, и она сможет уговорить свою бабушку Маржан не отдавать ее за нелюбимого. Но, встретив сопротивление властной названной матери, покорно идет на свадебный той с женихом Наршой, хотя не перестает ему повторять, что он обнимает не ее, а стада, отданные Маржан в качестве калыма.

Зритель с напряженным вниманием следил за происходящим на сцене и искренне сопереживал героям — Карагоз и бедному бунтарю Сырыму, сочувствовал Нарше, так и не понявшему суть характера юной красавицы. Актеру Андрею Красноштанову удалось передать и обаяние, и смятение незаурядной личности Нар-ши. Безусловно, он умен, богат, уважаем, однако его чуткая душа находится в тревожном предчувствии рокового исхода… Безответно влюбленный, он готов многое простить молодой жене. И, видя его отношение, Карагоз признает, что могла бы прожить с ним жизнь, заменив любовь привычкой и спокойным семейным укладом.

Но страстно влюбленный Сырым не оставляет ей такой возможности. Яркий, энергичный Тимур Валиев соединяет в своем герое лиричность и яростный порыв. Он противится увещеваниям своего отца, упрекает Маржан в том, что она заботится не о счастье дочери, а о том, как бы пополнить свои богатства. Роль Маржан — безусловная очередная удача замечательной артистки «Мәдениет кайраткері» Надежды Слепцовой. «Слепцова великолепна, неподражаема»…Такая оценка была слышна и во время, и по окончании спектакля.

Сырым подбивает Карагоз на побег, которому способствует Акбала. Но беглецов догоняют… Став свидетелями «позора рода», а еще больше страшась гнева властной Маржан, отцы молодых проклинают детей.

Несмотря на то, что Нарша простил измену, Карагоз не смогла пережить горе. В танце, изображавшем сумасшествие героини, Оксана Науменко напоминает Жизель.

Нельзя не отметить, что музыкальное оформление спектакля Владимиром Овчинниковым, сыгравшим и друга Нарши — зажигательного Асана — в немалой степени создает настроение пьесы.

В этой бессмысленной борьбе с простыми, на первый взгляд, и понятными человеческими чувствами, проиграл каждый из героев. Не выдержав разлуки с возлюбленным, Карагоз потеряла рассудок, повержен авторитет ее бабушки Маржан — жестокой и одновременно беззаветно любящей свою внучку, отвергнут всеми бунтарь Сырым, опустошена душа Нарши…

Зал удивительно чутко воспринимал все происходящее на сцене. Такой тишины и единодушия я не припомню. После напряженного финала зрители аплодировали стоя. Они уверены, что спектаклю уготована долгая сценическая жизнь.

«История любви, любовный треугольник — такая история может произойти всегда, да нередко и происходит, — отмечали театралы, направляясь к гардеробу. Большое чувство нельзя заключить в какие-либо рамки, оно всегда будет искать выход. К сожалению, дорога, которой идет Карагоз, трагична»… Что к этому можно добавить?

Марина МАРКЕВИЧ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также