Былое и думы Кадыра Мукашева

Точка зрения
Все свои 76 лет Кадыр Мукашев живет там, где испокон веков обитали его предки — в Ерейментауском районе: «Жеті ата точно знаю, но, наверное, все 17-20 поколений здесь жили. Откуда было им приходить, куда и зачем уходить? С Богенбай батыром мы одного рода. В леса, на моря нас не тянет».

144-6-3

Всего пару лет, как Кадыр Мукашевич передал руководство советом ветеранов Улентинского сельского округа, но по-прежнему к уважаемому аксакалу односельчане идут за советом и помощью. Разговаривая, примиряя, он убеждает людей вспомнить, как жили совсем недавно, оглянуться вокруг…

— Я всегда говорю: слушайте нашего Президента. Когда советуете детям, какую профессию выбрать, где учиться, уезжать — не уезжать, то прочтите, послушайте, что говорит Нурсултан Абишевич о том, что в стране завтра будет. А потом думайте, как поступить. За все годы никогда он напрасно не говорил, а если говорил, то и делал.

Кадыр Мукашевич далек от того, чтобы день сегодняшний рисовать только «в розовом цвете». Тем более, что и в советское время его — выпускника техникума, приехавшего в Уленты в 1961 году, когда целинный совхоз только-только создавался, ценили, уважали, премии давали…

— В советское время пенсии были такими, что на них жить можно было хорошо. А теперь за сельских тружеников обидно. Работали-работали, а пенсия — минимальная. Так все обрадовались, когда пообещали пересчитать в зависимости от стажа, но потом на год отложили. Понимаем, что стране, как и всему миру, сейчас непросто, но мы-то…

—  Образование, медицинское обслуживание были очень хорошими, — говорят они вместе с супругой. — Доктора какие внимательные, лекарства копейки стоили. Но тут же оговаривается: «Правда, были такие лекарства импортные, которые ни за какие деньги не купить, «доставать» приходилось. Теперь купишь все, что угодно. Лишь бы деньги были».

«Какой совхоз был! Крупнейший овцеводческий, лошадей — пять табунов…»! И, подумав, добавляет: «А в Целиноград приедешь — полки в магазинах пустые, за мясом — очередь. Куда все уходило…».

«Передовикам профсоюз путевки давал. Мы и на Черном море были, и в Прибалтике»! Но при этом: «В Латвии слово «казах» не знали. Меня за монгола принимали. Обидно было. А теперь не только в Латвии, весь мир знает и Казахстан, и Назарбаева».

Отвечая на вопрос о том, как переживал распад Советского Союза, говорит, что страха не было: «Знал, что не пропадем. Дети выросли, хорошие профессии приобрели, работать умеют, хозяйство свое небольшое держали. Тревожно, конечно, было. Больше не за себя, за внуков, а значит, за страну. Шахтеры бастовали, сколько людей работы лишились, сколько уезжали, города замерзали…».

Читающий, думающий, сравнивающий и анализирующий аксакал говорит, что уверенность в том, что все наладится, пришла к нему, когда в 1995 году приняли Конституцию РК. А в ней зафиксировано, что частная собственность столь же неприкосновенна, как и государственная. А это значит, что можно и нужно было брать в аренду землю, сеять, разводить скот, продавать то, что сам произвел. Никто не придет и не отнимет, не заставит летом в жару скот забивать, как 50 с лишним лет назад. Люди его поколения хорошо помнят, как «при Хрущеве это было» под корень подрубили «пережиток капитализма» — личное подсобное хозяйство, без которого жители села жизнь свою и представить не могли.

— Теперь все зависит от самого человека. Многим понять и принять это было очень трудно. Мы же привыкли на государство надеяться, — рассуждает Кадыр Мукашевич. — А я думаю, как же трудно было Президенту решиться вынести такой документ на референдум. Мы и тогда знали, что именно он настаивал на частной собственности. Без этого инвестиции в страну не пришли бы, а без них мы не смогли бы подняться. Люди какой стимул получили, молодые захотели стать предпринимателями. У многих получилось. Удивляюсь: Назарбаев сам же был из партийно-хозяйственной элиты! Но первым сумел понять, что надо систему экономическую менять, потому что о стране, о людях думал.

О роли Президента в признании границ Казахстана Кадыр Мукашев говорит с волнением: «Какое суверенное государство без границ, которые все признают? Но это же такой вопрос сложный. Как Президент сумел договориться и с Китаем, и с Россией так, что без конфликтов обошлось и при этом территорию сохранил, что от предков досталась? Сама жизнь показала, что правильно сделал, с этого начинать надо было».

И еще: «В самые трудные времена улентинцам проще было, потому что рядом с дорогами — железнодорожной, автомобильной — находимся. Наши соотечественники, что из Китая, Монголии, к нам охотно поэтому ехали. Сейчас их половина села, работают, живут так, что нам еще поучиться надо. Благодарны Президенту, что позвал их на Родину. Когда читал Программу «Нұрлы жол», думал, что какже он прав, что такое внимание дорогам, строительству уделяет. Это не только рабочие места, это — жизнь, это будущее страны. Так что за внуков и правнуков я спокоен».

И в завершение беседы: «Поэтому и говорю молодым: читайте, слушайте, что Президент говорит. И думайте, где жить, кем быть. Для меня лучше родных мест ничего быть не может. Сегодня все возможности есть, чтобы здесь жить лучше, чем в городе. 25 лет к этому шли вместе с Президентом. Он всегда был впереди».

Вот такие «былое и думы» нашего земляка, простого сельского труженика Кадыра Мукашева. Трудно с ним не согласиться. Не правдали?

Нина МИТЧИНОВА.

Ерейментауский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также