На пути к Справедливому Казахстану

Государственное устройство, форма правления, политический режим… На вопрос о том, какие именно их разновидности являются оптимальными, мировая политология дает ответ: в зависимости от конкретно-исторических условий и особенностей той или иной страны.

Более 30 лет суверенного развития Казахстана – бесспорное доказательство того, что для нашей страны президентская республика была и остается единственно возможной. Все эти годы мы шаг за шагом, преодолевая кризисы, разрешая проблемы, движемся к государству в котором по определению действующего Президента Касым-Жомарта Токаева на благо народа работают «Сильный Президент, влиятельный Парламент и подотчетное Правительство».

День Первого Президента РК – хороший повод вспомнить, как все начиналось, как реализовывались реформы, что можно и нужно делать сейчас.

Формирование независимого государства всегда связано со строительством определенной системы государственной власти. Пост Президента был учрежден в Казахстане еще до провозглашения независимости.

Первый Президент страны Н. А. Назарбаев был назначен на этот пост в апреле 1990 Верховным Советом КазССР. В декабре 1991-го граждане страны избрали его на пятилетний срок на общенародных, но безальтернативных выборах.

При этом основной объем исполнительной власти принадлежал Правительству во главе с его председателем. Президент же мог приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров, актов министерств и государственных комитетов только в случае их несоответствия Конституции и законам. Таким образом, исполнительные функции государственной власти в Казахской ССР были разделены между Президентом и Правительством. Правительство, осуществляя основные полномочия исполнительной власти, было подчинено Верховному Совету, юридически и фактически действовало под его руководством. В принятии решений решающую роль играл Верховный Совет.

То есть: все формальные признаки республики парламентского типа – формы правления, к которой большинство европейских стран шли столетиями. Первые даже не годы, месяцы 1992 года показали, что поколения людей, выросшие в условиях тоталитарного режима, при «руководящей и направляющей роли КПСС» в принципе не могут быть готовыми к такому варианту.

В стране установилось своеобразное двоевластие. Нередко решения и постановления исполнительной власти игнорировались Верховным Советом. Та же ситуация была и в регионах. А ведь тогда действительно «промедление было смерти подобно»: рвутся экономические цепочки, останавливаются производства, демаркация границ не проведена, страна – чрезвычайно многонациональная, люди растеряны, социально дезориентированы, в близлежащих странах – вооруженные конфликты… Историки приводят многочисленные факты, свидетельствующие о том, что до полномасштабного хаоса оставалось совсем немного.

Было очевидным, что нужен человек, готовый взять на себя всю полноту ответственности за страну в период тяжелейших условий ее становления. Эту необходимость легитимизировала принятая на референдуме Конституция 1995 года. В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Казахстан 1995 года Президент Республики Казахстан является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства… Обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

И таким человеком стал Нурсултан Назарбаев. Сейчас стало очевидным, что многие дальнейшие события могли развиваться несколько иначе. Но в любом случае становление суверенного Казахстана, его международное признание навсегда связаны с именем этого человека.

Институт президентства стал центральным звеном политической системы, представляя собой политико-правовую надстройку над другими ветвями власти. Такой высокий статус   обеспечивал их эффективное взаимодействие, позволял Главе государства выступать верховным арбитром и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Началось время непростых решений, радикальных реформ. Когда они стали давать результаты, у государства появилась возможность активизировать законодательную и исполнительную ветви власти. Президентом был развернут процесс децентрализации и деконцентрации властных    полномочий. Парламент, Правительство, другие центральные органы обрели новые возможности.

Так, конституционная реформа 2007 года существенно расширила   полномочия Парламента в сфере    контроля Правительства. Очередной раунд перераспределения полномочий от Президента в пользу Правительства и Парламента прошел в рамках конституционной реформы 2017 года накануне транзита верховной власти в стране. В результате была заложена основа для более сбалансированного и рационального распределения властных полномочий между тремя ветвями власти.

Сейчас мы переживаем новый этап формирования казахстанской политической системы. Начало ему было положено в марте 2019 года, когда Первый Президент Казахстана принял историческое решение о досрочном прекращении своих полномочий. Таким образом был запущен процесс транзита высшей политической власти в стране.

Значимость данного события сложно переоценить, ведь, как говорят классики политологии, мирная и цивилизованная передача власти является одним из главных критериев реальной зрелости той или иной политической системы.

Произведенные изменения в объеме и содержании президентских полномочий демонстрируют поиск оптимальной модели института президентства, которая наилучшим образом отвечала бы стратегии построения Справедливого Казахстана.

Читайте также