Госзакупки: прозрачность + эффективность

100-1Исключить возможность коррупции в сфере госзакупок, сделать этот механизм прозрачным и доступным для всех — такие цели преследует новый Закон РК «О государственных закупках», вступивший в силу с 1 января 2016 года. Нормы, закрепленные в нем, звучат в унисон с выдвинутым Главой государства Нурсултаном Назарбаевым Планом нации «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ.

О том, как сегодня работает новое законодательство, в интервью «АП» рассказывает руководитель отдела аудита госзакупок РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по Акмолинской области» КВГА МФ РК Жамбыл Какашин.

Жамбыл  Куандыкович,  насколько я знаю, сегодня все госзакупки происходят только через электронный портал в интернете, это так?

-Действительно, в рамках обеспечения прозрачности, сегодня в нашей области 100% госзакупок осуществляются в электронном формате на обновленной веб-платформе, за исключением тех, что составляют госсекреты. Еще в прошлом году примерно 40% закупок проводились в бумажном варианте — к примеру, у подведомственных госпредприятий, а также закупки услуг государственного соцзаказа и специальных социальных услуг.

Теперь же внедрен полный электронный документооборот: модуль цен, договоры, счета-фактуры, накладные на поставку товара, акты выполненных работ и оказанных услуг, а также электронные банковские гарантии — все существует на веб-портале. То есть обеспечена полная автоматизация системы госзакупок, начиная от планирования и заканчивая оплатой.

Это помогло наладить контроль?

— Конечно. С этого года мы ввели камеральный контроль процедуры государственных закупок. Это означает, что мы следим за соблюдением законности дистанционно, через интернет, и если выявляем нарушения, направляем уведомление об этом на объект госзакупок. Плюс камерального контроля заключается в следующем: если нарушения в течение 10-ти дней будут полностью устранены, то организация, допустившая их, от ответственности освобождается. У нас в области эта система прекрасно работает. В этом году, например, из выданных нами уведомлений практически все были исполнены в срок.

—  Расскажите, пожалуйста, какие конкретно проблемы удалось решить благодаря переводу системы на «электронные рельсы».

—  Многие. К примеру, вопрос планирования бюджета исходя из завышенных цен, которые раньше трудно было проконтролировать. Теперь на веб-портале формируется полная и достоверная информация по закупаемым товарам и услугам, определяются их средние закупочные цены — так называемый «модуль цен». В случае заключения договора по ценам, превышающим диапазон, автоматически будет срабатывать система управлениями рисками. А это уже основание для проведения проверки.

Думаю, многие слышали о том, что некое учреждение, заранее договорившись с поставщиком об «откате», подгоняет под нужную фирму требования тендера...

-Сейчасэто исключено. Законом введен институт предварительного обсуждения технической спецификации. Это позволяет потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями, и в случае необходимости оспорить «невыполнимые» условия. Процедура данного обсуждения тоже проводится открыто, посредством веб-портала: пять дней предоставляется на подачу жалобы, еще пять — на ее рассмотрение.

Большой плюс нового законодательства в том, что теперь участники закупок могут посмотреть, какие документы были приложены их конкурентами к заявке, а значит, самостоятельно оценить обоснованность решений, принятых заказчиками. Кроме того, право предварительного рассмотрения заявок дает поставщикам возможность в течение трех дней привести собственные документы в соответствие требованиям. Уже отмечено: благодаря этим нормам в конкурсах участвует больше поставщиков, что позволяет развиваться здоровой конкуренции. Кроме того, полагаю, что данная норма не позволит «нерадивым» заказчикам самовольно принимать решения по выбору поставщика, ведь теперь в случае отклонения заявок заказчики обязаны подробно и конкретно описывать причины принятого решения с указанием подтверждающих документов. Также подробный отчет нужно предоставлять и в случае закупок из одного источника.

-Разумные шаги…

— Конечно. Также уверен: никто не будет оспаривать и введение норм, касающихся итогов конкурсов и заключения договора. Раньше после окончания конкурса, даже если его итоги были обжалованы, действие договора это не приостанавливало: то есть жаловаться можно сколько угодно, а недобросовестные заказчики продолжат сотрудничество с «ангажированными» поставщиками. Сегодня же в случае наличия жалобы на итоги закупок, до ее рассмотрения заключение договора приостанавливается.

Получается, заказчику самому невыгодно проводить закупки с нарушением законодательства и терять время?

— Именно так. Как невыгодно теперь выходить на рынок госзакупок и недобросовестным поставщикам. Раньше имелось немало случаев, когда потенциальные поставщики товаров и услуг, признанные победителями конкурса, уклонялись от заключения договора, причем такие факты носили массовый характер. Сегодня потенциальные поставщики, не подписавшие с использованием ЭЦП договор в течение трех дней, на четвертый день автоматически включаются веб-порталом в специальный «Реестр недобросовестных участников госзакупок». Для недопущения срыва закупок в этом случае договор будет заключаться со вторым победителем.

Как видите, эти нормы, направленные на упрощение и прозрачность госзакупок, в конечном итоге позволяют минимизировать коррупционные риски и повысить эффективность госзакупок. Как раз об этом и говорит Лидер Нации, Президент РК Нурсултан Назарбаев в Плане нации «100 шагов», в разделе 5, касающемся формирования подотчетного государства. Благодаря этим изменениям, за последнее время мы сделали большой шаг к достижению важной цели — вхождению в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Беседовала Владислава КОКОРИНА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также