Взгляд на новое содержание образования

76 шаг «Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ».

Полный переход на 12-летнюю модель образования планируется осуществить в Казахстане к 2020 году.

Многопрофильная школа-лицей №5 имени С.Сейфуллина г.Степногорска вошла в состав 30-ти пилотных школ республики по обновлению содержания начального, основного, среднего образования. Конечно, для школы-лицея это и большая честь, и большая ответственность.

Механизм был запущен, началась подготовительная работа. В первую очередь, это техническое оснащение учебного заведения, как одно из требований обновленного обучения. В августе 2015 года школа дополнительно приобрела две интерактивные доски, сканеры, принтеры и прочие канцелярские товары, оборудовала методический кабинет для участников проекта, 4 компьютера подключили к интернету для непосредственного использования на уроках интернет-ресурсов. Потому как новое обучение предполагает творческую работу учащихся, индивидуально и в группах с постоянным использованием маркеров, стикеров, раскрасок, что в процессе собирается в реестры, представляя из себя копилки творчества детей.

059-2-1

Общее количество учеников в пилотных классах — 75. Эти классы обучались по учебникам трех разных изданий, но по единой учебной программе. Учебники отличались по содержанию и не всегда совпадали с предложенной программой, что вызвало трудности в их использовании. Перед нами стояла важная задача -выявить недостатки в подготовке внедрения нового стандарта. В течение всего года мы тесно сотрудничали с авторами учебников, указывая на вопросы, требующие доработки.

Следующий этап подготовительных работ по внедрению нового стандарта образования   — курсы по обновлению содержания образования. Был составлен двусторонний договор с Центром педагогического мастерства «Назарбаев интеллектуальной школы» и введена новая система повышения уровня образования педагогов. Все учителя начальных классов окончили курсы из 120-ти академических часов повышения образования по обновлению содержания образования РК в г.Астане. Директор школы и заместители директора — специальные курсы (40 академических часов) по 15 направлениям, 160 академических часов по теме «Глобальные перспективы и проектная технология» прошли учителя 10-11 классов, всего сертификаты получили 27 учителей школы.

Пилотная многопрофильная школа-лицей №5 имени С.Сейфуллина работала в тесной связи с НАО имени Ы.Алтынсарина, ЦПМ г. Астаны, НИШ г.Астаны, ЦПМ г.Кокшетау, НИШ г.Кокшетау. Согласно плану в течение всего года проводились конференции, обучающие семинары, мастер-классы, командные уроки, как в НИШ г.Астаны, Кокшетау, так и на базе школы. Кроме того, проводились анкетирования учеников, родителей учеников, учителей, результаты которых учитываются при корректировке нового стандарта перед его внедрением во все школы РК. В конце каждой четверти учителя, ведущие уроки в этих классах, заполняли технологические карты (ТК) по вопросам реализации проекта, целям обучения, запрашиваемые НАО имени Ы.Алтынсарина.

В течение всего года участники эксперимента были под пристальным вниманием организаторов проекта.

Каковы различия стандарта 2012 года и стандарта 2015 года начальной школы? Введены предметы «Русский язык», «Английский язык», «Искусство», последний включает изучение музыки, технологии рисования. Новизна обновленного содержания образования хорошо отражается на уроках «Естествознание». Детям даются начальные понятия о науке, физических терминах, которые они изучают с интересом. О том, как достигают учебных целей их дети, хорошо осведомлены родители. Они узнают об этом из листов формативного оценивания, составляемых учителями-предметниками. Классные руководители раздают их для ознакомления родителям в конце каждой четверти.

В соответствии с новыми требованиями уже на первых уроках дети учатся индивидуальной, групповой и парной работе; самостоятельному поиску знаний, критически мыслить. На пути обновления содержания образования учитель, учитывая возможности своих учеников и используя свой профессионализм, сам выбирает методы работы с учениками.

Следующая особенность нового стандарта — межпредметная интеграция через сквозные темы (единая лексическая тема по всем предметам) в образовательном процессе. Например, «Моя школа», «Мир вокруг нас», «Еда и напитки» и т. д. изучаются по всем предметам одновременно. Такой подход в обучении требовал от нас, учителей, работающих в этих классах, тесного сотрудничества. А следовательно, мы обменивались опытом между собой.

Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали».

Немаловажная особенность обновленного содержания образования — это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится».

Новый стандарт — это, прежде всего, изменения во взгляде учителя на свою практику, в стиле обучения, в подходах и методах. Новые подходы требуют от учителя неустанного труда, индивидуального подхода как к ученикам, так и к обучению в целом. Внедряя новое, мы учимся сами. Но мы уверены: это путь, который должен привести нас к успеху. Ведь эти первоклассники, овладевая тремя языками, будут иметь доступ к широкому спектру информации: к иностранным энциклопедиям и художественным источникам, а завтра — к научным. Ведь в среднем блоке школы предполагается ведение предметов естественно-математического цикла на английском языке. То есть физика, химия, биология, информатика, знание которых обеспечивает стране уверенное развитие, будут нацелены не только на изучение азов этих предметов, а будут ориентированы на знакомство с мировой практикой, критическое осмысление информации, а главное, на развитие исследовательских качеств школьника. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от нас, учителей, новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения.

Бахыт КОЖИНА,
методист школы,
учитель русского языка в первых классах.

г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также