Личное мнение
В газете «Акмолинская правда» 29 июля 2008 года была опубликована моя статья «Как поднять село? Или размышления о судьбах крестьян». Сельскую жизнь знаю не понаслышке. Только развитию Щучинского района отдал 25 лучших творческих лет, из них 18 проработал в МТС, двух совхозах и колхозах.
Уже тогда запали в душу слова, высказанные Президентом Нурсултаном Назарбаевым, что в сельском хозяйстве республики пока доминируют мелкие сельхозформирования. Уверен, что на селе в будущем будут преобладать средние и крупные сельхозтоваропроизводители. Они могут эффективнее организовать производство, внедрять интенсивные технологии. Для них более доступные кредитные средства. Но это не означает, что мелких сельхозтоваропроизводителей не будет. Глава государства предлагал один из возможных путей укрупнения последних посредством кооперации.
От домашних хозяйств нельзя отмахнуться, как от мух. Они производят почти половину всей сельскохозяйственной продукции. В личных подворьях содержится более 80% коров и лошадей, 75% — овец, около 80% свиней и половина поголовья птиц. Они производят около 90 процентов молока и мяса, 60 — овощей и 90% картофеля. Вот тебе и домашние хозяйства! Но вся беда в том, что они — мелкие. Им трудно приобретать дорогостоящую технику, пользоваться кредитами. Даже увеличивающиеся с каждым годом субсидии государства в основном уходят крупным сельхозтоваропроизводителям.
Значит, надо искать пути их укрупнения. А каким образом? В этой связи скажу, что иногда полезно вспомнить старое. Так, в период НЭПа быстрому подъему сельского хозяйства способствовало и широкое использование разных форм кооперации: снабженческо-сбытовые кооперативы (СП К), товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), вплоть до высших ее форм — сельхозартели (колхозы). С 2006 года простейшие формы кооперации стали возникать и у нас, в Казахстане. Появились сельские потребительские кооперативы, позволившие совместно организовывать закуп, сбыт, переработку сельхозпродукции. Государство им предоставляло кредиты под 5 процентов годовых. Были созданы и специализированные лизинговые компании АО «КазАгроФинанс», АО «АгроКредитная Корпорация».
Поднятая в газете тема, по моему глубокому убеждению, не потеряла своей актуальности. Необходимо развивать все формы кооперации. Ведь кооперация, как и концентрация, специализация эффективна при всех общественных формациях.
Тогда, в июле 2013 года, я выступил со статьей о роли колхозов в социалистическом хозяйствовании и возможности использования опыта в сегодняшних условиях. Колхозы — это не что иное как коллективное хозяйство, работавшее на полном хозрасчете. Колхозники отличались бережным отношением к каждому рублю. Случаи бесхозяйственности встречали в штыки, давая бой разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины. Поэтому многие сельхозартели, опираясь на преимущества кооперации, достигали успехов. В1953 году было упорядочено доведение до них планов сдачи хлеба государству при одновременном повышении закупочных цен. И что важно, экономика колхозов пошла круто вверх. Но такая оттепель была недолгой. В 1957 году ликвидировали МТС, потрепанную технику продали колхозам, а те, не имея ремонтной базы, вынуждены были обращаться к дорогим услугам, созданным на базе МТС ремонтно-тракторным станциям (РТС). И экономика коллективных хозяйств покатилась вниз. В 1961 году на базе колхозов создали совхозы (в области их сохранили только в Келлеровском и Чкаловском районах — там они были покрепче).
В лице современной сельхозартели вижу коллективное хозяйство, основанное на частной собственности. При этом целесообразно сохранить домашние подворья, а общее животноводство, при желании можно налаживать заново. Пожалуй, наиболее приемлемым и понятным для крестьян будет основания товариществ по совместной обработке земли. В былые времена оплата в них производилась с учетом размеров земельных участков, тягловой силы, трудовой и других долей участия. Коллективные хозяйства, как и крупные, получат доступ к кредитам. Как частные предприятия, они полностью будут распоряжаться выращенной продукцией и ее реализацией.
И что особенно считаю важным: населенные пункты обретут долгожданных хозяев. Ведь в настоящее время лишь малому количеству КХ повезло, так как они обрели сильных и добросовестных спонсоров. Но таких — раз, два, и обчелся. Многие аулы и села, даже центральные усадьбы бывших совхозов, отнюдь не процветают. Скооперировавшись, их руководители начнут активнее заниматься благоустройством и другими проблемами населенных пунктов. А владельцы домашних подворий перестанут жить без зарплаты, отчислений в пенсионный фонд, начисления трудового стажа и прочих «прелестей» самозанятых.
Значительно снизится отток населения в города. Интенсивный отток сельчан может привести к опустыниванию. Мы можем потерять не только места обитания, географические точки на карте, но и животворный источник, питающий и формирующий высокую духовность и нравственность народа Казахстана. А мы, его истинные патриоты, этого не приемлем. «Наши аулы и села, — подчеркивает Первый Президент, — являются хранителями традиций и национальной культуры. Поэтому настало время, когда эти ценности снова должны быть востребованы».
Надо сказать, что на статью были положительные отклики. Доходило до курьезного. Нина Серженко в годы учебы знала меня как агронома колхоза «Колос». И вот звонок: «Владимир Дмитриевич, если поедете создавать кооперативы, то езжайте в нашу Николаевку». А мне уже тогда было 83 года.
Но меня сегодня очень радует, что процесс кооперации на селе пошел. По публикациям газеты «Акмолинская правда» отслеживаю его. Прочитал, что в Есильском районе создано 14 кооперативов, а в Зерендинском организованы МТС и сервисно-заготовительные центры, которые станут точками роста в объединении мелких крестьянских хозяйств. Скооперировавшись, им станет легче преодолевать многочисленные проблемы, в т.ч. экономические. А в статье за 6 января 2015 года «Молочный кластер зерендинцев» сообщалось, что в районе созданы три потребительских кооператива, в каждом из них объединены пайщики — крестьянские хозяйства, ТОО, производящие и перерабатывающие молоко с заводом, а также кормозаготовитель. Из публикации «Сельхозкооперация — верный путь» узнал, что в Сандыктауском районе сельхозтоваропроизводители, преимущественно животноводы, объединились в 14 СПК.
А почему, собственно, я возвратился к теме кооперации? Во-первых, исходя из той же статьи, в которой депутаты Мажилиса Парламента РК, посетившие Сандыктауский район, утверждают, что если на Западе доля крестьянских и фермерских хозяйств, состоящих в кооперативах, достигает 80-100 процентов, то в Казахстане она не превышает 1,5 процента. Во-вторых, за эти годы укрепилась теоретическая и правовая база. Главное, меня окрылили слова, сказанные Елбасы на расширенном заседании Правительства 14 февраля 2014 года: «…Одним из путей повышения производительности и эффективности в сельском хозяйстве является развитие кооперации мелких хозяйств». Не скрывал радости, когда вышел в свет Закон РК «О сельскохозяйственной кооперации», подписанный Лидером Нации. Уверен, что он заработает в полную силу, придаст новый импульс к дальнейшему ее развитию.
Правда, почему-то в законе не нашел, что в имущественный пай можно помимо денег включать и земельные участки, технику. А ведь самое важное, что досталось крестьянину от приватизации, так это 5-10 га земли на члена семьи да дом. И для того, чтобы землю обрабатывать как положено, ее нужно объединить.
Буду благодарен, если мне докажут, что я не прав, что-то не так понял. Продолжаю верить, что населенные пункты обретут хозяев в виде кооперативов, а отток населения иссякнет.
Владимир КОРЯБКИН, ветеран труда.