«Далеко от села уезжать не хотим»

100-1Новой матрицей патриотического сознания казахстанцев назвал Президент страны Нурсултан Назарбаев принятый на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Патриотический акт «Мәңгілік Ел». О значимости этого документа свидетельствует уже то, что в Плане нации «100 шагов» разработка его проекта стоит на первом месте среди задач, которые необходимо решить для реализации важнейшей народной реформыидентичность и единство.

Внутреннее осознание своей принадлежности к единому народу Казахстана, неразрывной связи с прошлым, настоящим и будущим страны формируется «с младых ногтей». Школьные годы в этом процессе занимают особое место, именно в этот период происходит становление личности, рождаются планы на будущее.

Мы побывали в Журавлевской средней школе Буландынского района, познакомились с учителями и учениками. Намеренно не выбирали учебное заведение, где реализуются пилотные образовательные проекты, пользующиеся особым вниманием органов образования. К особенностям этой школы можно отнести то, что единственным языком обучения в ней является русский. Так сложилось, что в большом селе казахских семей всего несколько. Понятно, что овладение государственным языком в таких условиях требует особого внимания и усилий учителей и учеников.

— Мы будем следовать принципу развития государственного языка, как основы консолидации общества, трехъязычия, как главного условия конкурентоспособности нации, — непреложность этого положения Патриотического акта хорошо осознают не только дети, но и их родители.

Учитель казахского языка Жибек Серикбаева говорит о том, что с каждым годом растет интерес к государственному языку, чувствуется, что в семьях идет речь о том, что овладеть им необходимо. А это, конечно, отражается на детях: на уроках становятся серьезнее, появляются успехи. Хороший пример для них — директор школы Вера Баймагамбетова, которая пока овладела казахским на уровне бытового общения, но твердо намерена в ближайшее время изучить его так, чтобы преподавать историю Казахстана на государственном языке. Сама Жибек Касеновна, получившая образование на государственном языке, прекрасно говорит на русском. Она тоже создала смешанную в этническом плане семью, вышла замуж за русского парня. Как известно, «от людей на деревне не спрячешься», все знают, что семьи у них крепкие, дружные. Так что старшеклассники не могут не задуматься о том, что владение вторым языком — не только залог успешности, конкурентоспособности, но и может стать одним из условий семейного счастья.

— Без языковой среды очень сложно, — справедливо говорит Жибек Касеновна. — Читаю о том, что многие казахстанцы отправляют своих детей в международные летние лагеря, где они, общаясь на английском, быстро им овладевают, совершенствуют. И думаю, как же нам нужен такой внутренний языковой туризм. Чтобы наши дети на какое-то время уезжали в аул, жили в семьях, где говорят только на казахском, приглашали к себе ровесников из казахских школ.

Вера Станиславовна убеждена в важности не только языкового, но и внутреннего туризма в целом. Она цитирует выдержки из работы ученицы девятого класса Елены Овчиниковой, отмеченной на районном конкурсе сочинений «Любовь казахского народа к Родине»: «Березовые ситцы севера, могучие сосны Борового, золотые нивы целинного края, седые ковыли Великой степи, горные вершины Тянь-Шаня — все мой Казахстан». — Дальше Астаны и Кокшетау наши дети бывают крайне редко, — говорит директор школы. — А ведь как было бы здорово, если бы они своими глазами увидели и Каспийское море, и южную столицу, и родину великого Абая, общались со сверстниками из других регионов не только в виртуальном пространстве. После экскурсий по нашей замечательной столице, наши дети приезжают, переполненные эмоциями, еще долго обсуждают увиденное в каждой поездке.

Такие предложения уже звучали на совещаниях и круглых столах. Но вот о воплощении их в жизнь пока не слышно. Очень бы хотелось, чтобы в нашей области нашлись энтузиасты, общественные объединения, которые взялись бы за реализацию такого нужного всем дела. Ведь речь идет о погружении не только в языковую среду, но и о приобщении к национальным культурам, изучении традиций, о ментальном сближении жителей регионов большой страны, взаимопонимании и взаимном уважении. То есть о том, что красной нитью проходит через все содержание Патриотического акта «Мәңгілік Ел»: «Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию. Мы будем приумножать культурное многообразие народа Казахстана».

053-4-2

Формировать историческое сознание, связывающее воедино прошлое и будущее родного края, страны, помогает школьный музей, каждый экспонат которого дорог жителям села. Именно здесь проходят самые интересные, запоминающиеся уроки истории, краеведения.

— Мне особенно интересно Мариинское восстание, в котором участвовали жители нашего села в двадцатые годы, — говорит ученик восьмого класса Андрей Бойко. Роман Николайчуку стенда, где представлена флора и фауна родного края, вздыхает: «Раньше диких животных водилось здесь больше, многие лекарственные растения исчезают. Надо все это возрождать, к природе бережно относиться». На вопрос о том, как их предки оказались в Казахстане, наперебой отвечают: «Приехали в начале прошлого века, на целину приезжали».

История Великой Отечественной войны становится историей прадедов учеников, в музее они видят их портреты, здесь узнают о нелегком и героическом ратном труде, ведь большинство детей в живых их уже не застали.

Рассматривая фотографии своих успешных односельчан на стендах «Ими гордится школа», задумываются о том, что можно добиться многого, если хорошо учиться, быть упорным в достижении поставленных целей.

Музей пополняется экспонатами, которые приносят сами ученики. В школе реализуют интересный проект «Наши улицы — наши герои», ребята по крупицам собирают материал о людях, в честь которых названы улицы родного села.

— Будем учиться в Астане, — говорят выпускники. — Далеко от села уезжать не хотим. Нам здесь все нравится: простор, степь, народ у нас очень дружный.

Есть в Журавлевской школе, как и в любой другой, свои успехи и достижения, свои проблемы и трудности. Главное, что в череде буден общими усилиями коллектива школы, равноправными членами которого являются ученики и их родители, простые, понятные истины Мәңгілік Ел — благополучие семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне — становятся внутренними ценностями.

Нина МИТЧИНОВА.

Буландынский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также