Послание Президента: Рост. Реформы. Развитие
В чем разница между блогерами и журналистами? Есть ли право на анонимность в интернете? Как осуществлять контроль над интернет—изданиями? Как найти баланс между правом на свободу выражения мнений и правом на неприкосновенность частной жизни?
Эти и другие вопросы обсуждались на семинаре-тренинге «Правовая безопасность журналиста в интернете», проведенном в Кокшетау членами ОФ «Правовой медиа-центр». При поиске ответов на них участники семинара постоянно обращались к Закону РК «О доступе к информации» — одному из 59 законов, разработка и принятие которых, по словам Президента страны Нурсултана Назарбаева, «создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества».
— Всем надо иметь максимально полное представление о том, как на основе правовых новшеств будут меняться государственное управление и система правопорядка, — пишет Глава государства в своей статье «План нации — Путь к казахстанской мечте». — Поэтому сейчас важно, чтобы казахстанцы не просто знали о нем, но и применяли те новые возможности, которые он дает им в практической жизни, экономической деятельности или общественных отношениях.
Вступление в силу Закона «О доступе к информации» создает массу новых возможностей не только для работников СМИ, но и для каждого жителя страны, запускает мощный механизм для участия населения в принятии государственных решений. С развитием информационных технологий активность населения растет, люди снимают происходящее на видеокамеры своих мобильных телефонов, выкладывают записи в социальные сети, требуют ответной реакции от полиции и госорганов. Чтобы получить ее в обязательном порядке, как раз и следует действовать в соответствии с нормами нового закона.
Теперь на любой запрос, независимо от того, в какой форме он сделан — письменной, устной, в электронном формате — обладатели информации должны ответить в срок до 20 дней, а не 30, как было ранее. За нарушение сроков ответа или отказ в предоставлении информации предусмотрен штраф в размере от 30 до 100 МРП. Более того, если автор запроса понес убытки из-за того, что не получил нужной ему информации в эти сроки или потому, что она оказалась недостоверной, они должны быть возмещены ему в судебном порядке.
В перечне владельцев информации, обязанных предоставлять ответы на запросы граждан, — органы законодательной, исполнительной, судебной ветвей государственной власти, госучреждения, субъекты квазигосударственного сектора — нацком-пании, получатели бюджетных средств, независимо от форм собственности, субъекты рынка, занимающие монопольное положение, юридические лица, владеющие экологическими и иными интересующими граждан сведениями.
В законе определен и перечень обязательной информации, которую госорганы должны предоставлять на своих вебсайтах, в том числе и протоколы по проведенным открытым тендерам, конкурсам, аукционам, результаты проверок, проведенных в ведомстве. Значит есть и норма о том, что не может быть ограничен доступ к государственным электронным информационным ресурсам, содержащим информацию о доходах и активах политических госслужащих и лиц, исполняющих управленческие функции в госорганизациях.
Так что возможности каждого жителя страны получить нужную ему информацию сегодня не просто значительно возросли, но и надежно защищены.
Но как защитить себя и общество от возможных попыток использовать полученные сведения не во благо, а во вред? Сегодня можно привести множество примеров того, что люди где-то по недомыслию, а где-то корысти или собственной мнимой популярности ради распространяют информацию, которая не соответствует действительности, грешит тенденциозностью, неверно расставленными акцентами. Конечно, прежде всего, это касается интернета.
Несмотря на то, что еще в 2009 году в нашей стране все интернет-ресурсы: веб-сайты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки… законодательно приравнены к СМИ с вытекающей из этого уголовной и гражданской ответственностью, контролировать их по-прежнему сложно. Хотя бы потому, что зачастую трудно установить автора информации. А у него есть возможность отказаться от своего авторства.
Организаторы семинара привели пример осужденной в марте 2015 г. за разжигание межнациональной розни алматинки Татьяны Шевцовой-Валовой, разместившей в Facebook посты, которые многие пользователи сети сочли оскорбительными и дискриминирующими по этническому признаку. До последнего в суде ответчица отрицала свое авторство: «Дело было сфабриковано, скриншоты, которые мне вменяют, были подделаны…».
Люди, размещающие информацию в блогах, социальных сетях должны осознавать, что в случае, если будет доказано, что она носит оскорбительный характер, то при рассмотрении в суде использование интернета будет считаться отягчающим фактором. Личная жизнь, персональные данные, защита детей от пагубной для неокрепшей психики информации, все, что препятствует борьбе с терроризмом и экстремизмом… — все эти сведения, тиражирование которых запрещено законом и должно быть табуировано нравственным сознанием блогеров, работающих в интернете на постоянной основе, гражданских журналистов, время от времени размещающих информацию о волнующих людей проблемах.
Право на информацию — одно из базовых прав любого человека. В Казахстане во все большей степени создаются условия для его реализации. И при этом необходимо помнить, что применять его нужно в соответствии с одной из норм нового закона: «соблюдать права, свободы и законные интересы других субъектов общественных отношений в сфере доступа к информации».
Уметь использовать законы должным образом необходимо и для того, чтобы сформировать «открытое правительство» — важнейшее условие реализации одной из пяти институциональных реформ — формирование подотчетного государства. Об их важности Президент страны еще раз говорит в обращенном к народу Послании: «Эти реформы, а также выполнение взаимосвязанных с ними задач будут непростыми и, возможно, даже болезненными. Но им нет альтернативы. Если мы не будем делать всего этого, мы безнадежно отстанем от мирового развития. Но мы, как всегда, сделаем то, что наметили».
Нина МИТЧИНОВА.