Регионы становятся ближе

Послание Президента: Рост. Реформы. Развитие

Необходимо предусмотреть меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, в первую очередь, направленных на стимулирование миграции из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы, — отмечает Президент страны, говоря о том, что в каждом из казахстанских регионов должны быть созданы драйверы экономического роста.

Одной из таких мер уже стала действующая с 2014 года государственная программа «Серпін -2050» — «Мәңгілік ел жастары — индустрияға». Ее задача — обучить и трудоустроить молодежь из южных и западных регионов страны в других регионах Казахстана, испытывающих дефицит кадров по востребованным специальностям.

Активным участником программы стал и КГУ им. Ш. Уалиханова. В ее рамки за два учебных года студентами университета влились 515 человек. Все они — обладатели государственных грантов по техническим и сельскохозяйственным специальностям. 33 студента готовятся стать специалистами дошкольного и начального школьного образования, социальными педагогами.

Средний балл, набранный нашими «серпиновцами» на ЕНТ, достаточно высок — 96. Это очень интересные, разносторонние, стремящиеся к получению знаний, общительные студенты. Все они обеспечены местами в общежитии.

В университете созданы оптимальные условия для успешного обучения: квалифицированный профессорско-педагогический состав, современные учебные аудитории и научные лаборатории, библиотека с фондом более миллиона книг, спортивные залы и ФОКи, оздоровительный комплекс «Тулпар», расположенный на берегу озера Зеренда…

Но материально-техническая база — лишь одна из составляющих миссии вуза, направленной на формирование научно-образовательной среды, в которой реализуется подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда северного региона Казахстана и страны в целом. Очень важно, что вуз становится институтом социализации личности на психологически сложном этапе в жизни любого человека, когда происходит обретение нового статуса, изменяется привычное окружение, осознаются новые возможности, обязанности.

С первых дней своего пребывания в вузе вчерашний абитуриент сталкивается не только с новой структурой учебного заведения и системой обучения, но и с необходимостью приспосабливаться к требованиям новой социальной группы. Процесс адаптации особенно сложен в случае, когда социальная среда является непривычной в культурном, языковом, этноконфессиональном планах. О том, что наши «серпиновцы» поначалу испытывают определенные проблемы, свидетельствуют и результаты анкетирования, проведенные специалистами кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Причем часть из них отмечает, что трудно привыкнуть к климатическим условиям, ктому, что на улицах, в магазинах люди чаще всего общаются на русском языке.

Преодолеть трудности адаптации студентам, обучающимся в рамках программы «Серпін -2050» помогает дружный коллектив преподавателей и студентов. Общаться с преподавателями они могут не только во время учебных занятий, мы — частые гости в общежитии, где они проживают, принимаем участие во всех студенческих праздниках. А своего куратора Арнагуль Кусаинову студенты называют второй мамой. Она неформально исполняет свои общественные обязанности, проявляет внимание не только к процессу обучения, но старается окружить своих подопечных материнским теплом и заботой. Более того, видя старания куратора, студенты второго года обучения приходят ей на помощь, помогают землякам обустроить быт, обрести друзей, делятся своим опытом адаптации не только к суровым погодным условиям, но и к несколько иным образу жизни, традициям и обычаям «северян».

Мы хорошо понимаем, как беспокоятся родители о своих детях, которые учатся далеко от дома, поддерживаем с ними связь, сообщаем не только об учебных достижениях, но и о том, как живется им в общежитии, не покидают ли они его надолго. Всю необходимую информацию об учебной и воспитательной работе не только студенты, но и их родители могут получить на университетском сайте по ссылке «Серпін».

Еще одним эффективным направлением работы по минимизации потенциальных трудностей адаптации студентов стали индивидуальные психологические консультации, как в виртуальном режиме через «Психологический портал» на сайте КГУ, так и при непосредственном контакте с психологами вуза. Хорошую помощь оказывает и система психологических тренингов: «Тренинг дружбы», «Тренинг любви», «Тренинг партнерских отношений». Каждый из них направлен на развитие толерантности, эффективного общения, коллективных установок…

Последовательность, системность в работе приносят вполне ощутимые плоды в виде высокой мотивации к учебе и общественной деятельности студентов — «серпиновцев. Практически все они каждый семестр подтверждают свое право на получение стипендии, многие становятся победителями состязаний по национальным видам спорта — тоғыз құмалақ, қазақша күрес… Уроженец Шымкента Жоламан Улыкбек сегодня на спортивной арене защищает честь Акмолинской области.

Наши «серпиновцы» — творческие личности: поэты, певцы, танцоры. Свои таланты они проявляют на праздничных мероприятиях. Этих ребят отличают чувство ответственности, благодарность за предоставленную государством возможность получить профессию и гарантированное рабочее место после окончания вуза, которую они выражают своей хорошей работой.

Для них характерен искренний интерес к общему культурному наследию, они активно знакомятся с историческим прошлым Кокшетау, Акмолинской области.   Этот интерес проявляется и в стремлении познать и освоить многонациональную культуру акмолинцев через русский язык — язык дружбы и межнационального общения. Преподаватели кафедры «Русская филология и библиотечное дело», знакомящие студентов с основами современного русского языка и профессионального русского языка, с удовольствием отмечают высокую степень овладения «серпиновцами» языком межнационального общения в достаточно короткие сроки, что может служить примером реалистичности внедряемой политики полиязычного образования в РК.

Коллектив университета и впредь будет делать все возможное, чтобы эффективно реализовать государственную программу «Серпін — 2050» — «Мәңгілік ел жастары — индустрияға», которой отводится важная роль и в индустриализации страны, и в формировании нации единого будущего.

Айсулу ШАЯХМЕТОВА,
заведующая кафедрой социальной и возрастной педагогики КГУ им. Ш. Уалиханова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также