Калачи. Точка зрения
В селе Калачи, где многие жители перенесли приступы «сонной» болезни, причины и последствия которой пытаются выяснить казахстанские и зарубежные ученые, на сегодняшний день проживают 202 семьи.
138 семей покинуло давно признанный малоперспективным, а теперь еще ставший опасным, населенный пункт. Еще порядка 90 семей готовятся к переезду уже в этом году. Мы встретились с бывшими жителями с. Калачи, обустраивающимися на новом месте жительства в своем родном районе — Есильском.
Одними из первых Калачи покинули Галина Пеннер со своей старшей дочерью и семья ее младшей дочери — Ирины Древаль. Теперь они — жители Бузулукского сельского округа. — Как было не переехать, у меня обе дочери засыпали, четверо внуков болели.
Двое из них по нескольку раз засыпали, — так Галина Николаевна отвечает на вопрос о том, не трудно ли было решиться на переезд из села, в котором прошла вся жизнь. — Кто это пережил, уже никогда не забудет: стоишь над ребенком и только одна мысль — проснется или нет, каким проснется, что будет с ним дальше…
Живут они сейчас, по словам Галины Пеннер, «как все здесь, спокойно, благополучно». С переездом помогли, топливом в первый год обеспечили, в этом году уже сами покупали. «У меня пенсия, дочь работает, огород, с летним поливом проблем не было». На вопрос о том, не жаль ли было оставлять свой дом, только рукой машет: «Какой там дом… «Саманушка», как и большинство домов в с. Калачи, каждую весну, осень ремонтировала, мазала, белила. Уезжая, рамы оконные вынимали, он и вовсе рухнул. Здесь ремонт сделать помогли, котел потек — сами отремонтировали. Это же наш дом».
По словам акима сельского округа Абая Искакова, вопрос с приватизацией квартир решится уже в ближайшее время, сейчас оформляются необходимые для этого документы, никакие условия при этом не выдвигаются — просто живите.
У Ирины Древаль, матери двоих детей-дошкольников, отношение несколько иное. Такой же дом, те же условия, но: «Забор упал, кто нам его поставит. Летний водопровод нам не провели, без картошки остались. В прошлом году угля дали немного, мы от матери возили, почему в этом году не выделяют… Сезон закончился, мужу опять надо работу искать». Мы не будем судить, насколько молодая женщина права или не права в своих претензиях. Но шифер для ремонта упавшего от ветра забора им привезли, труба летнего водопровода проходит, как и у всех жителей, буквально в нескольких метрах от дома, а мужу работу, действительно, теперь придется искать.
— Мириться больше с таким отношением к труду и коллективу мы не могли, пришлось расстаться, — говорит управляющий директор ТОО «Агро — Олдиви» Рамзан Салтаев.
Вторую зиму встречают в селе Юбилейное семьи Цибулиных и Демидович. Каждая из них живет в квартире в самом центре села. Они станут их собственностью через три года при условии, что главы семей будут работать в ТОО «Новоприречное». Проблем с переездом не было, технику для этого выделили, привезенный с собою скот прошлой зимой кормами обеспечили.
— Все у нас хорошо. Самое главное, что я стала здесь чувствовать себя гораздо лучше, болеть перестала, — говорит Ирина Демидович. Светлана Цыбулина же считает, что «в с. Калачи все равно было лучше». Чем лучше и почему — говорить отказалась. Это ее право.
Заречное — следующее село, в котором мы встречались с уже бывшими калачинцами. «Наталья Казимировна, вы нам такие условия создали — воду не носить, печку не топить, нам заняться нечем, быстрее телевидением нас обеспечьте («Отау ТВ» будет проведено в каждую из семи квартир уже в ближайшее время), а радиотелефоны мы не хотим, устанавливайте стационарные», — говорили они акиму сельского округа Наталье Милюк.
Условия для переселенцев, созданные директором ТОО «Заречный» Уалиханом Ариповым, впечатлили и нас — горожан — с самого начала, как только вошли в просторный и теплый подъезд полностью реконструированного, когда-то заброшенного двухэтажного дома.
— С собой взяли только два аккордеона и стенку. Здесь все необходимое для жизни уже было: кухонный, спальный гарнитуры, холодильник, не просто газовая плита, а еще и с вытяжкой, душевая кабина… Оплачивать будем только электричество. Это мы потянем, — говорит Виталий Рябченко. — Физически работать я не могу по состоянию здоровья, а вот ремонтом телевизоров собираюсь заняться. Хоть чем-то людям помочь, которые столько сделали для нас.
Надо сказать, что ни один из зареченцев не сказал пресловутое «понаехали на готовое», люди с пониманием отнеслись и к тому, что деньги, запланированные на ремонт детской спортивной школы и реконструкцию парковой зоны села, выделены на обустройство попавших в беду соседей.
Николай Ковапевич с супругой Лидией Ивановной — пенсионеры (в Заречное прежде всего, приглашали именно людей пожилых, инвалидов, то есть тех, кто нуждается в особой поддержке), с единственной дочерью, живущей в России, связи утрачены уже лет пять назад.
— Отсюда — никуда. Где лучше найдешь? — делился он с нами. — Нам, конечно, повезло.
В ближайшее время квартиры в Заречном станут собственностью бывших калачинцев.
— Я вообще не знала, в собственность или нет, лишь бы уехать. Муж вот не дожил, еще и месяца нет, как умер, — говорит Людмила Воронина. — Так что теперь я одна в трехкомнатной квартире. — Адочка там, в с. Калачи, за них переживаю. По словам Людмилы Алексеевны, дочь хоть сейчас бы уехала. Но зять говорит, что без родителей не уедет. Сватам по 76 лет, сватья слепая, а сват уперся — у меня здесь огород. Да какой там огород, 13 ведер картошки посадил, 27 выкопал. А ведь им сюда предлагали. Как люди не боятся оставаться, за детей ведь страшно.
Сегодня одиннадцать семей из с. Калачи обживают квартиры в новом доме в Есиле. В том числе и многодетная семья Яны Овсейчик, уже получавшая дом, 500 000 тенге подъемных, корову в селе Родионовка Атбасарского района. Но, по ее словам из данного ею интервью одному из казахстанских интернет — изданий, «все оказалось не так, как мы ожидали. А по отношению к мужу даже были факты рукоприкладства». Якобы именно поэтому в Калачи вернулась. Правда, ненадолго.
Отвлекаясь от темы, скажем, что жители Родионовки Яну Овсейчик и ее мужа будут вспоминать долго.
— На работу выходили редко, большую часть времени проводили в с. Калачи. Конечно, коллеги мужа, работающие вместе с ним, возмутились. Но фактов рукоприкладства как таковых не было, — говорит аким Ярославского сельского округа Владимир Тихненко. — Возможно сыграло роль и то, что деньги, выделенные на обустройство, у семьи закончились очень быстро. Взыскать их никто и не пытался. Понимаем, что бесполезно.
Полагаем, что истинный свет на настроения и действия семьи прольет тот факт, что еще в 2011 году она была официально отнесена к числу неблагополучных.
Трехкомнатную квартиру в Есиле получила семья Бояринос. Глава семьи — Андрей — не скрывает, что колебались долго. Главный сдерживающий фактор-пришлось оставить дом, а эта квартира согласно действующему казахстанскому законодательству может быть предоставлена только на правах аренды. Здравый смысл, забота о здоровье детей и собственном победили.
— Квартира, конечно, прекрасная, размера оплаты еще не знаем, но будем платить, как все. Работой нас обеспечили, руки-ноги есть. Школа хорошая, больница рядом. Будем жить, — говорит его супруга.
Никто из теперь уже бывших калачинцев, с которыми мы разговаривали, не осуждает людей, не желающих выезжать из ставшего печально знаменитым села: «Мы довольны, а у них своя голова на плечах». С каждым днем желающих остаться в поселке становится все меньше.
— У каждого жителя с. Калачи мы берем письменное согласие на переезд, либо отказ. Рабочая группа бывает там чуть ли не ежедневно, ведем разъяснительную работу, предлагаем различные варианты. Есть несколько состоятельных семей, которые, видимо, намерены в перспективе приобрести устраивающее их жилье самостоятельно. Основная же масса людей не только не могут себе этого позволить, но и живут очень сложно. Мечутся. Хотя сдвиги есть, понимание того, что переезжать не просто нужно, а необходимо, приходит уже ко многим, — говорит заместитель акима Есильского района Сауле Агымбаева.
Осуждать людей, не желающих расстаться со своей единственной собственностью — домом, каким бы он ни был, конечно, никто не вправе. В конце концов, «…думайте сами, решайте сами» применимо и к этой очень непростой ситуации. Только уж очень ответственен выбор, когда на одной чаше весов—собственность (уже давно неликвидная), а на другой — здоровье и будущее детей. В любом случае, даже самый предвзятый человек не может не признать, что руководство области в кратчайшие сроки предприняло все возможное, чтобы решить возникшую отнюдь не по его вине проблему «сонного» поселка. Но помочь можно лишь тому, кто эту помощь приемлет и прикладывает пусть небольшие, но встречные усилия.
Нина МИТЧИНОВА,
Есильский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.