Макшарип Мартазанов: «Женат на работе»

129-4-1Личность

Замечательный врач, заведующий отделением неврологии, главный внештатный невролог управления здравоохранения Акмолинской области Макшарип Мартазанов отметил вчера свой пятидесятилетний юбилей. Накануне мы побывали в его кабинете и задали несколько вопросов.

Досье «АП»
Макшарип Мартазанов родился в г.Атбасаре, в 1990 году окончил Целиноградский медицинский институт, в 1997-м-заочную аспирантуру в институте последипломного образования (г.Киев), в том же году защитил кандидатскую диссертацию. Второе высшее образование получил в 2006 году в Карагандинской юридической академии «Фемида». Отделение неврологии в Акмолинской областной больнице возглавил в 2011-м.

С 1998 г. преподает в Кокшетауском медколледже. В 1995-2003 гг. параллельно работал на местном телевидении ведущим программ «Ваш любимый доктор» и «Будьте здоровы!». В 2003-2013 гг. возглавлял военно-врачебную комиссию. В 2013-2014-х- региональный трансплантолог. В 2014 г. признан «Лучшим врачом»; с 2012-го — член партии «Нұр Отан». Макшарип Мартазанов — автор 30-ти печатных научных работ, соавтор трех монографий. Недавно вышла его совместная с украинскими учеными монография по вопросам реабилитации инсультных больных.

—   Макшарип Баматгиреевич, это правда, что профессию для Вас выбрали родители?

— Именно. Я из простой многодетной семьи, нас было семеро. Среди родных медиков не было, не могу сказать, что и сам с детства мечтал стать врачом. Но в нашей семье докторов очень уважали, они были для нас сродни богам. Мне самому казалось, что они прилетают из другой планеты и лечат людей. Еще в нашей семье принято чтить мнение старших. Поэтому я прислушался к родительскому совету, и низкий им за него поклон.

А неврологом как решили стать?

— Будучи студентом, занимался в пяти научных кружках, уже с первого курса — травматологией, на кафедрах нормальной анатомии, топографической анатомии, кожвенерологии и онкологии. Вообще-то поначалу мыслил себя хирургом-травматологом, еще студентом ходил со старшими коллегами на операции. Когда учился уже на шестом курсе, завкафедрой нормальной физиологии Корейш Хамчиев посоветовал стать врачом-неврологом. На тот период неврология для меня была чем-то таинственным. Я, повторюсь, комфортно ощущал себя в хирургии. Но послушался совета: видимо, подспудно эта наука притягивала меня. Интернатуру прошел на базе тогда еще Кокчетавской облбольницы под руководством Владимира Авраменко, которого считаю своим учителем. По окончании интернатуры был распределен в Красноармейскую райбольницу, в облбольнице же остался по настоянию тогдашнего ее главврача, ветерана здравоохранения Болата Жанадилова.

В облбольнице Вы уже 25 лет. Расскажите о работе отделения.

— Оно рассчитано на 20 коек круглосуточного стационара и 5 -дневного. В отделении, через которое в среднем в год проходят 600-700 больных, вместе со мной трудятся два молодых перспективных доктора Гульдераим Рахметова и Жанар Жунусова. «Наши» пациенты — с заболеваниями сосудов, травматическими поражениями головного и спинного мозга, дегенеративными заболеваниями, остеохондрозом и поражениями нервной системы — невритами, невропатией и пр.

Но будет неправильно говорить только о работе отделения, ведь мы трудимся в альянсе с докторами инсультного (им руководит врач-невролог Светлана Романенко) и реабилитационного центров (к.м.н. Гулим Темирова). Все три отделения оказывают консервативную помощь. Также тесно сотрудничаем с нейрохирургами, по принципу мультидисциплинарной бригады — когда сообща лечим одну нозологию. К слову, с 2012 по 2015 годы в Акмолинской области средний показатель смертности от инсультов снизился на 20%.

На базе инсультного центра с 2012 года активно проводится тромболизисная терапия, которая тоже относится к высокоспециализированной помощи: когда тромб у пациента с инсультом удаляется без операции, путем введения лекарства. Скажу не без гордости, что в некоторых случаях мы можем «скомпенсировать» человека с инсультом, т. е. восстановить функции, уже в течение нескольких часов. Уместно отметить, что показатель проведения той же тромболизисной терапии в нашем регионе — один из самых высоких в Казахстане. И это дает свои результаты касательно смертности, качества жизни. Например, первичная инвалидизация снизилась порядка на 10 %.

Почти все врачи прошли обучение по инсультологии в ведущих клиниках Казахстана и РФ. Периодически проводятся онлайн-консультации врачей ближнего и дальнего зарубежья. В медицине произошла «бархатная» революция — без каких-либо резких скачков. И все-таки людям нужно понимать, что большая ответственность за здоровье лежит на них самих — всего лишь 13% зависит от медиков. Остальное — от генетики, экологии, режима труда и отдыха, наличия вредных привычек. Не нужно доводить до крайностей. А то у нас иногда зарубежные коллеги удивляются, как можно довести себя до такой крайности — бывают такие формы заболевания, которые они и не видывали.

У Вас нет вредных привычек?

— Алкоголь употребляю очень редко, по большим праздникам и очень сдержанно. Слава Богу, не курю, и категорически не приемлю этого среди дорогих мне людей. У нас в семье никто не курил, не принято было. Сейчас молодежь больше мотивирована на здоровье: понимают, что это богатство, на котором можно делать финансовые дивиденды. Если ты здоров, то успешен.

Слишком много проблем создают эти вредные привычки.

Каким еще принципам следовали в течение жизни?

— Специально я их никогда не формулировал. Главный принцип, пожалуй, — уважение к себе. Отсюда, я считаю, вытекают все другие моральные качества: поступки, отношение к людям, работе. Я не могу позволить себе расслабиться, иначе, по-моему, нужно будет освободить место более собранному и дисциплинированному коллеге. И еще: если не уважаешь себя, таким же, наверное, будет и отношение к тебе окружающих.

Вы счастливый человек?

— Да. У меня жива мама. Есть любимая работа, прекрасный коллектив, в котором уважение вызывает каждый, начиная с главного врача Серика Аяганова. Будучи руководителем, успешным менеджером, он сам оперирует, занимается научной деятельностью и всегда нас стимулирует к этому. Серик Акпенович мотивирует молодежь на профессиональный рост, саморазвитие. Когда в 2000 году вышел Закон РК «О науке», в нашей больнице, первой в стране, открыт научный отдел, где выпускается наша научная продукция, защищаются диссертации. Ведь сегодня мало быть просто врачом, нужно быть на голову выше. Я четверть века работаю здесь и счастлив трудиться бок о бок с такими профессионалами, как, к примеру, завполиклиникой Райхан Мукатовой, заместителем главврача по лечебной работе Алмой Раевой — прекрасным клиницистом, который всегда идет на шаг впереди, руководителем экспертной службы Айгуль Байкеновой… Собралась молодая и перспективная команда коллег-неврологов: помимо ординаторов из нашего отделения, это доктора из инсультного — Шалкар Капаров, Айнура Толегенова, Айгулюм Темирова и др.

Звание «Лучший врач года» какимто образом изменило Вашу жизнь?

— Принципиально, наверно, нет. Работаю, как работал. Конечно, это ответственное звание. Показывая свою работу, я демонстрировал труд всей нашей больницы. В этом году, например, врач-хирург Аскар Рашидов удостоился звания «Лучший эксперт». И в этом тоже — достижение всего коллектива.

Расскажите о своей семье.

— Я холост, живу с мамой. Дочь учится на втором курсе в медакадемии в г.Астане. Старшая дочь с красным дипломом окончила МГТУ им. Н.Баумана, осталась работать при вузе. Я, можно сказать, женат на работе. Дома бываю редко, вот сейчас в отпуске, но все равно, по возможности, прихожу в больницу.

—   Пациенты отмечают Вашу собранность. Все невропатологи такие уравновешенные?

— В первую очередь, это, наверное, зависит от природы, потом — воспитание в семье. Не думаю, что будь я учителем или инженером, был бы другим. Может, действительно, и профессия врача накладывает отпечаток, требуя быть всегда собранным. Скажем так, мне не нужно прикладывать особенных усилий, чтобы оставаться хладнокровным в непростых ситуациях. Наоборот, у меня всегда вызывало недоумение, как это люди так могут выходить из себя, кричать и ругаться. Особенно в молодости. А сейчас это, наверное, еще и зрелое, философское отношение к жизни.

Чувствуете себя на свой возраст?

— Нет, мой возраст абсолютно не совпадает с внутренним самоощущением. Думаю, так еще будет долго. В первую очередь, дело, наверное, в генетике. Ну и, конечно, здоровый образ жизни. Спортом активно занимался раньше, сейчас в силу занятости, нет. Меньше по этой же причине сейчас и отдыха. Но работа врача требует и большой физической активности: они за день в больнице 10-12 км пути точно набегают.

Спасибо за интервью, с юбилеем Вас. Пусть исполнятся все планы!

Беседовала Асель АУТАЛИПОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также