Люди и судьбы
Сейчас, когда рассекречиваются архивы КПСС и иные недоступные ранее документы, все больше становятся известными факты обращения граждан СССР к товарищу Сталину.
Широко известны пять таких писем Иосифу Сталину, написанных дипломатом Федором Раскольниковым, бывшим редактором газеты «Правда» Николаем Бухариным, подполковником госбезопасности Кириллом Орловским, ленинградской портнихой Анной Павловой и народной артисткой РСФСР Ольгой Аросевой. Особенно пронзительны письма советского посла в Афганистане, Эстонии, Болгарии и Дании Федора Раскольникова и рядовой портнихи Анны Павловой, которые в резкой форме написали все, что думают о происходящем и сталинском строе. Что с ними потом стало, не трудно догадаться, но это другой разговор…
В Казахстане хорошо знают письмо первому секретарю Казкрайкома ВКП (б) Филиппу Голощекину, вошедшее в историю под названием «Письмо пяти», под которым подписались писатель Габит Мусрепов, заведующий Казахским государственным издательством Мансур Гатаулин, заместитель проректора Комвуза Муташ Давлетгалиев, проректор того же учебного заведения Емберген Алтынбеков и заведующий энергетическим сектором Госплана КАССР Кадыр Куанышев. В письме, написанном в июле 1932 года, группа казахских интеллигентов, опираясь на материалы партийных форумов и труды Сталина, сделала вывод: катастрофа в сельском хозяйстве Казахстана — следствие левацких перегибов в политике Казкрайкома ВКП(б) и партийных органов на местах.
Поражает своим мужеством и письмо Турара Рыскулова, советского государственного деятеля в Средней Азии, расстрелянного в 44 года. Написанное в марте 1933 года оно было адресовано Сталину, Кагановичу и Молотову. В нем Рыскулов открыто писал о судьбе казахского народа, страдающего от неслыханного голода, — следствия волюнтаристской политики Филиппа Голощекина.
Не все знают, что было еще одно письмо «вождю всех времен, отцу народов» Иосифу Сталину. И его автором был наш земляк — уроженец аула Талап Келлеровского района бывшей Кокчетавской области — Утельбай Жумабаев…
Лично мне, автору этих строк, об этом стало известно совсем недавно, в конце мая текущего года, в ходе научной конференции, посвященной памяти жертв политических репрессий и голода в Казахстане.
На том форуме выступал родной племянник Утельбая Жумабаева, ветеран труда, житель Кокшетау Жаскен Шаяхметов, поведавший о своем дяде Утельбае Жумабаеве, который был признан врагом народа и осужден на 15 лет только за то, что осмелился написать письмо Сталину.
Только в октябре 1955 года, после освобождения из лагеря, Утельбай получил долгожданный документ о реабилитации. Годы заточения не ожесточили его сердце, он верил, что рано или поздно будет оправдан. Но скольких нервов и душевных страданий это стоило!
…Арестованный Жумабаев был доставлен в печально известную Лубянку. Вину «националиста» силовой орган «доказывал», выбивая признание издевательскими пытками. Нескончаемые, ежечасные ночные допросы, побои, приставления к вискам нагана — все это пережил измученный бессонными ночами Утельбай. Пережил, но не сломался.
Скорый, неправедный суд так называемой «тройки» в одночасье исковеркал судьбу «врага народа» У. Жумабаева, окончившего с отличием факультет механики и математики МГУ, имевшего возможность остаться на кафедре для научной работы. Он был отправлен в Сибирь, в лагерь, где ежегодно умирали от голодного истощения и изнурительного труда сотни политзаключенных.
…Революционные веяния, новая Советская власть пришли в аул Талап, когда ему было 11 лет. Новая жизнь втянула в свой водоворот и пытливого подростка Утельбая. Он вскоре становится комсомольцем, а в 1925 году вступил в партию по «ленинскому призыву».
Вскоре комсомольцы избирают его своим вожаком. Затем были учеба на рабфаке и в совпартшколе Петропавловска и Оренбурга, участие в конференциях и съезде комсомола.
Волей обстоятельств он попадает в поле зрения видного государственного деятеля той поры Сейткали Мендешева, который вручает ему направление на рабфак при Московском государственном университете.
Летом 1933 года Утельбай приехал на каникулы в родные места. То, что он увидел здесь, резко расходилось с официальными сообщениями о благоденствии национальных окраин. Аулы опустели: голод, нищета, бескормица заставили шаруа откочевывать в Россию, Китай, другие регионы. Утельбай заходит к руководителю района, требует объяснения. Видя, что тот бессилен что-либо изменить, решает обратиться к самому Сталину.
Вернувшись в Москву, Утельбай летом 1933 года пишет то самое письмо вождю о беспорядках в аулах и нарушениях законности во время коллективизации. Особенно тревожным было его сообщение о наступившем голоде в Казахстане. Просит, чтобы его принял товарищ Сталин, хочет лично изложить ему обстановку на местах. Настойчивый Утельбай дважды бывал на приеме в Кремле и дважды ему уклончиво отвечали, что письмо рассматривается, что оно попало по назначению, меры по исправлению положения будут приняты…
Утельбай Жумабаев отсидел, как говорится, от звонка до звонка. По возвращении стал учительствовать в селе Северный маяк (так раньше назывался нынешний Красный Яр) под Кокчетавом. Занимался исследованием методов обучения детей математике. В 1967 году, будучи уже преподавателем филиала Павлодарского политехнического института в г. Кокчетаве, он защитил диссертацию, стал кандидатом наук. Был ему уже 61 год.
В последние годы жизни он преподавал в Алматинском энергетическом институте. Здесь он работал на кафедре высшей математики, параллельно занимаясь историей. Знал бывший гулаговский заключенный, что не все еще благополучно в этой науке.
Уважаемый аксакал Жаскен Шаяхметов считает своим сыновним долгом как можно больше рассказать нынешнему поколению казахстанцев, в частности акмолинцам, о гражданском подвиге своего дяди Утельбая Жумабаева. Это, по его мнению, нужно особенно сейчас, когда страна отмечает 550-летие Казахского ханства. Ведь речь идет не только о ханстве, а о непростом становлении нашей государственности, независимости. Люди, подобные Утельбаю Жумабаеву, были настоящими патриотами, рыцарями справедливости.
Мечтает аксакал, пока есть силы и здоровье, добиться от местных властей разрешения и содействия на установление мемориальной доски на доме № 53 по улице Абая г. Кокшетау, где сейчас расположен магазин «Чайка», в котором в течение многих лет проживал его дядя.
А еще мечтает Жаке вернуть стране само письмо (копию, конечно) всемогущему Сталину, сыгравшее роковую роль в судьбе Жумабаева. Он считает, что на обращение частного лица Москва попросту может не отреагировать. Поэтому просит помощи у соответствующих официальных органов. Заполучить текст письма и какие-то подробности его рассмотрения (или не рассмотрения) при нынешних добрых политических отношениях Казахстана и России, думается, вполне возможно.
Султан ДАУТОВ.
На снимке: Утельбай ЖУМАБАЕВ.
Фото из семейного архива.
Добрый день! Помогите найти автора данной статьи. Я внучка Утельбая Жумабаева, хочу найти больше информации о своем деде и родственниках.
Буду очень благодарна. 87014317177