Религия и общество
В последнее время в обществе мы наблюдаем немало высказываний о женщине в хиджабе, что говорит об актуальности данной темы. КГУ ЦАРМО при управлении по делам религий Акмолинской области совместно с ОФ «Сана» уже второй год реализует проекты «Женский жамагат нетрадиционного ислама» в городах Кокшетау и Степногорске.
Нацеленность на эту аудиторию обусловлена прежде всего ее увеличением и влиянием на подрастающих детей, закрытостью и явным отчуждением от общества.
Поэтому взаимодействие с женским жамагатом первоначально заключалось в предоставлении им материальной, консультативно-психологической и юридической помощи, выявлении нуждающихся, малоимущих, жен осужденных, организации обучения производственным навыкам и трудоустройству. Благодарные улыбки, слова и даже слезы этих женщин говорят об успешной реализации проекта. Однако были случаи, когда наши попытки сотрудничества встречали противодействие, что приводило нас к мысли глубже вникнуть в проблему.
Нам удалось провести качественный опрос среди женщин нетрадиционного ислама городов Кокшетау и Степногорска, аналитическое содействие в этом нам оказал религиовед, кандидат философских наук Е.Смагулов. Некоторый анализ мироотношения верующих женщин нетрадиционных течений мы готовы представить вниманию читателя.
Религиозная практика мусульманок в нетрадиционных для нашей страны течениях становится основной частью формирования их идентичности, изменения своей позиции по отношению к родственникам, друзьям, обществу в целом. Вера здесь выступает как инструмент маргинализации и обесценивания женщин. Так, с точки зрения гендерных отношений нетрадиционный ислам выражает патриархальные представления, которым свойственны ограничение социальной роли женщин в сравнении с ролью мужчин. Женская дискриминация проявляется в следующих положениях этих течений. Признание женской природы как существа «недостаточного», эмоционального, нерационального, ограничивает возможности женщин частной сферой и исключает из общественной. Институт полигамии делает почти невозможной процедуру развода по инициативе женщины и, наоборот, достаточно простой, если она затевается по инициативе мужчины (именно это положение является своего рода обоснованием частых разводов в салафитской среде). С помощью разнообразных форм контроля, начиная от предписаний в одежде и заканчивая нормами отношения к мужчине, как к господину, женщине четко определяются границы дозволенного и недозволенного с позиций доминирующей мужской культуры, женщине не позволительно занимать должности служителя культа.
В реальной практике современных мусульман в разных странах, различная роль женщин и мужчин компенсируется различной степенью их социальной ответственности, а также широкой защитой прав женщины в соответствии с традиционными исламскими установками. Однако в нетрадиционных исламских общинах даже в наши дни воспроизводятся буквально средневековые установки, направленные на то, что мусульманской женщине предопределена домашняя сфера. В ряде случаев подобная практика приводит к тому, что женщины становятся носителями идеологии радикализма, а также потенциальными проводниками экстремизма и терроризма, о чем свидетельствует участие женщин в организации «Хизб ут-Тахрир», выезд их в зоны боевых действий в Сирии и Ираке и др. Причины вступления женщин в ряды радикальных организаций, как выявляет мониторинг, зачастую связаны с их социальным статусом.
Аналогичные тенденции отмечаются во всех странах постсоветского пространства, особенно в Центральной Азии. Имеющиеся данные показывают, что сегодня происходит снижение экономической активности слабого пола. Это говорит о том, что экономические возможности женщин недостаточно развиты по ряду социальных и экономических причин. Можно отметить, что безработица среди женщин на 20% выше, чем среди мужчин. При этом на рынке теневого труда 70% работников составляют именно женщины. Нужно отметить, что официально оплата труда слабого пола составляет всего 78% к зарплате мужчин. Женщины при этом тратят в 3,5 раза больше времени на неоплачиваемый домашний труд, уход за детьми. Одной из крупных проблем современной женщины является высокий порог насилия. Проблема личной безопасности стоит очень остро.
Как показали результаты исследования, рекрутирование женщин в радикальные организации происходит посредством близкого круга, через братьев, отцов. Вступление в эти организации косвенно имеет момент финансового поощрения. Им оказывается помощь в оплате долгов, распространении продуктов питания, содействии в оплате медицинских услуг. Нужно отметить, что слабая религиозная грамотность и информированность также может быть причиной такого социального выбора женщин. Большинство не понимают или слабо понимают различия между течениями. Они не способны на самостоятельный анализ, формулировку вопросов.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в обществе существует потребность в формировании позитивного имиджа женщины-мусульманки, проявляющей социальную активность, имеющей хорошее образование и совмещающей следование нравственным принципам ислама с современным образом жизни. Этому может способствовать привлечение и использование потенциала женщин различных возрастов (использование образовательных, культурных, досуговых программ, поддержка традиций и обычаев, создание женских клубов и курсов и т.д.). Необходимо направить социальную активность верующих мусульманок в конструктивное русло развития мусульманского сектора гражданского общества как позитивный фактор. Очень важна сегодня выработка эффективных подходов к пропагандистской, просвещенческой и разъяснительной работе, которая должна включать идеологическую работу по подрыву идейной базы носителей экстремистской идеологии, а также устранение социально-экономических и политических предпосылок, способствующих распространению экстремизма.
Требуется дальнейшее исследование социальных ориентиров и уровней идентичности и информированности женщин, представляющих различные маргинальные религиозные сообщества, а также научно-методологическое обоснование работы по их социально-психологической реабилитации (если есть такая потребность) и социализации. Необходимо сравнительное изучение имеющегося отечественного и зарубежного опыта.
Гульнар ОРАЗБАЕВА,
директор КГУ ЦАРМО при управлении по делам религий Акмолинской области.