Махаббат БАПЕНОВА,
руководитель отдела регистрации нормативных правовых актов областного департамента юстиции.
— Республика Казахстан утверждает себя правовым государством, в котором действующим правом являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики.., — гласит четвертая статья Основного Закона страны.
Конституция РК обладает высшей юридической силой в иерархии нормативных правовых актов, обеспечивающих соблюдение режима законности и правопорядка. Согласно Закону РК «Об органах юстиции», они в пределах своей компетенции осуществляют правовое обеспечение деятельности государства, поддерживают режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Одним из способов реализации поставленных задач является осуществление органами юстиции государственной регистрации нормативных правовых актов, исходящих от местных органов исполнительной и представительной власти. Все нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции. Каждый из них проходит строжайшую юридическую экспертизу на соответствие действующему законодательству. Основная цель этой работы — недопущение ущемления конституционных прав и свобод граждан. Незарегистрированные акты не имеют юридической силы.
Областным департаментом юстиции с начала 2015 года путем государственной регистрации придана законность 372 НПА. Но следует отметить, что не все представляемые на государственную регистрацию нормативные правовые акты соответствуют требованиям действующего законодательства, соответственно они не регистрируются. Так, из общего числа рассмотренных актов, в государственной регистрации отказано 32-м НПА. Основанием для этого стали несоответствие актам вышестоящего уровня, отсутствие компетенции, а также несоблюдение госорганами требований юридической техники и Правил государственной регистрации.
Малейшая неточность в этой ответственной работе может обернуться протестом прокуратуры. Но они бывают очень редко, это, скорее, исключение из правил. И это не самое страшное, куда важнее, что до той поры, пока, допустим, постановление акимата социального характера не вступит в действие, люди не смогут получить социальные выплаты или целый район останется без финансирования, если речь идет об акте, утверждающем его бюджет.
Казахстан уверенно движется к правовому государству, развивается местное самоуправление, и постоянные изменения в законодательстве — процесс неизбежный и необходимый. Новый Кодекс РК об административных правонарушениях возлагает на сотрудников государственно-правовой работы всех районных акиматов, департамента юстиции еще большую ответственность. С 1 января 2015 года любые нарушения, связанные с вопросами государственной регистрации нормативных правовых актов, органы юстиции рассматривают самостоятельно, руководителю предоставлено право своим решением налагать административные взыскания. (В предыдущей редакции Кодекса предусматривалось рассмотрение таких дел только судами). Если в силу каких-то причин нормативный правовой акт, подлежащий регистрации, не представлен в уполномоченный орган в порядке и сроки, установленные законодательством РК, то должностное лицо, допустившее нарушение, подвергается штрафу в размере десяти месячных расчетных показателей. Именно такую сумму в доход государства пришлось уплатить руководителю юридической службы аппарата акима Аршалынского района. Суть совершенного им административного правонарушения заключается в том, что он не представил на регистрацию документ, регламентирующий деятельность аппарата акима.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы свести к минимуму, или совсем исключить отказы в регистрации актов и решений, поступающих из районов и городов нашей области.