Создать систему духовной безопасности

091-2-1Религия и общество
Гульнара ОРАЗБАЕВА,
директор КГУ «ЦАРМО» при управлении по делам религий.
Религиозный экстремизм — один из серьезных вызовов современной цивилизации, который ведет к искажению мировоззрения личности, оказывает деструктивное воздействие на сознание верующих, ориентируя на агрессивные действия, направленные на разрушение существующего социального порядка.

Активное распространение идей экстремизма среди молодежи детерминировано факторами социально-экономического характера, которая не всегда может в полной мере реализовывать свой ресурсный потенциал. Сказывается неразвитость национального самосознания,правовой, политический нигилизм, отсутствие элементарной грамотности. Результаты социологических исследований показывают, что религиозность большей части казахстанской молодежи неглубокая, что облегчает вербовщикам распространять среди них свои идеи.

Идеи и нравственные установки нетрадиционного ислама характеризуются отсутствием связи с культурной и духовной жизнью нашего общества, происходит культивирование чуждых нашему менталитету духовных ценностей, разрушение устоев традиционной культуры, противопоставление себя традиционным религиям, утверждение, что они не могут удовлетворить духовные потребности человека.

Как правило, экспансия новых форм религиозности осуществляется извне, при поддержке зарубежных центров, стремящихся сформировать подконтрольные группы влияния, насаждающие идеологию, нарушающую исторически сложившийся баланс в межконфессиональных отношениях, с целью раскола общества и дальнейшего создания потенциальных очагов дестабилизации и инструментов влияния.

Радикально настроенная молодежь снабжена необходимой литературой, им доступны информационные каналы, их учителя получают образование в Египте, Саудовской Аравии, Пакистане. Именно среди такой молодежи все чаще затрагиваются вопросы мусульманского права, о произношении «аминь» вслух или про себя, о праздновании Мавлида, совершении намазов женщинами подобно мужчинам, о первых четырех ракаатах намаза и др. Что ведет к разногласиям среди мусульманской уммы, так как пропагандирует вопросы и проблемы среди граждан, далеких от углубленных теологических полемик.

Сегодня для распространения этих разногласий радикалами используется интернет. Всемирная паутина «толкует» «истины» религии, «учит», как вести джихад, который в понимании салафитских группировок означает вооруженное восстание против всех тех, кто посягнул на «чистоту» веры. После чего иные молодые люди просто уходят из дома, бросая родителей и семьи, для того, чтобы «служить» религии. Позже через месяцы, а то и годы, родители внезапно узнают, что пропавший ребенок — на «учебе». Только это не привычные для нас университеты, а «спецкурсы», на которых учат как «бороться с неверными».

Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» подчеркнул: «Сегодня остро стоит вопрос о нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течениях. Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию». Там же сказано: «Мы должны формировать новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Необходимо жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений».

Поскольку деятельность любых экстремистских псевдорелигиозных организаций начинается именно с формирования конкретных мировоззренческих установок, то и профилактика экстремизма, как деструктивного явления, должна начаться именно в духовно-воспитательной сфере, с дискредитации экстремистских доктрин и учений. При этом предмет «религиоведение» должен помочь осмыслить систему общечеловеческих ценностей в качестве социоматрицы. Процесс формирования социального иммунитета молодежи против экстремизма должен выстраиваться на основе широкой, общедоступной и привлекательной социокультурной инфраструктуры, включающей в себя развитую систему общего и профессионального образования, эффективную — обучения и широкую — культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы.

Идеология для государства — это то же самое, что иммунная система для человека. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Идеология создается на фундаменте уже имеющихся традиций, исторического наследия данного общества. Открытость глобальным мировым стилям жизни, чувство гордости за Казахстан заставляют наше общество по-новому осмысливать такие понятия как патриотизм, национальная гордость. Здоровый патриотизм сегодня -это не только гордость за свою страну, за ее прошлое и настоящее. Это — активная гражданская позиция, в основе которой лежит гармоничное развитие личности — гражданина и патриота. Она заключается в том, чтобы быть сопричастным ко всему позитивному, что происходит вокруг, противодействовать негативным процессам.

Реализация государственно-конфессиональной политики во многом зависит от своевременного и точного реагирования уполномоченных органов и конфессиональных институтов на возникающие вызовы и угрозы. При этом необходимо осознать, что создание системы духовной безопасности является не второстепенной задачей, а важнейшим условием сохранения национальной безопасности страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также