История Казахской государственности в музейных раритетах

В 2015 году страна празднует 550-летие со времени основания Казахского ханства. Казахский этнос сформировался на основе многих древнейших племен, впоследствии вошедших в состав Казахского государства, закономерным итогом которого явился процесс этнополитической консолидации. В мировой истории XV века этноним «қазақ» стал применяться ко всему населению Великой Степи, огромная территория которой делилась на крупные этно-политические объединения, исторически сложившиеся на трех естественно-географических регионах страны.

070-4-6
В экспозиции, посвященной истории Казахской государственности, представлены уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея. Свидетелем эпохи Великой Тюркской цивилизации является древний Баба-тас, представленный в центральной экспозиции зала «¥лы Дала өркениеті».

Исторический памятник VI-VII веков, представленный в экспозиции — один из первых раритетов Кокшетауского музея, был обнаружен при впадении реки Шагалалы в озеро Копа.

До того, как стать «экспонатом», в XIX веке древнетюркская скульптура украшала экстерьер уездного управления в городе Кокшетау, о чем свидетельствуют исторические источники того периода. Следует сказать, закрепленное за подобными памятниками название «бал-бал тас» не совсем точно передает его значение. Тогда, как «баба-тас», в переводе с древнетюркского и казахского языков, означает «памятник предкам». На сохранившихся каменных изваяниях с надписями имелись такие строки: «Ержүрек батырларға баба тастар орнатамыз» — «Воздвигаем эти памятники в честь воинственных батыров». История же другого каменного памятника до сих пор остается загадкой, время поступления в музей неизвестно и примерно датируется серединой прошлого века. Средних размеров каменный «баба-тас» был воздвигнут в честь воинственной тюркской женщины. На территории Акмолинской области в Ерейментау, где находится уникальный комплекс средневековых памятников, планируется открытие ландшафтного музея «Түрк қағандарының ордасы» — «Резиденция тюркских правителей».

070-4-7В центре экспозиции представлены подлинные раритеты эпохи Казахского ханствавоенное снаряжение и вооружение казахского батыра XVIIначала XVIII веков: сауыткольчуга, дулыға шлем, айбалтабоевая секира, найзакопье, белбеумужской кожаный пояс. Сауыт, дұлыға и айбалта принадлежали одному из батыров времен Казахско-жонгарских войн.

Как отмечалось выше, уникальные предметы воинского снаряжения, в том числе қылыш — сабля, бос-мойын — кистень, шоқпар — булава, входили в состав первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея, образованного в 1920 году.

Сауыткольчуга (ГИК 2017) — оборонительный доспех для защиты тела воина, изготовлен из плотно продетых друг в друга железных колец, образующих цельную сетку. Сауыт с рукавами средней длины, со стоящим воротником, края которого скрепляются крючками. Гибкость кольчуги позволяла воину быть достаточно подвижным во время сражения. Для усиления степени защиты под кольчугу надевали кожаные жилеты. Металлические детали кольчуги изготавливались из железа и высококачественной стали.

070-4-9Белбеу (ГИК 6561) — мужской кожаный пояс, принадлежал к разряду защитных снаряжений казахских батыров. В средневековый период использовались широкие плотные кожаные пояса. Для усиления защитных функций поясов на них закреплялись крупные металлические детали. Кісе белбеу считался обязательной принадлежностью одежды казахских охотников и скотоводов.

Дулыға (ГИК228) — шлем, цельнометаллический,   полусферической формы, предназначался для защиты головы воина от стрел и ударов холодным оружием. К шлему прикреплялась кольчужная сетка, защищавшая шею воина. Представленный в экспозиции казахский боевой шлем украшен золотистым орнаментом «қошқар мүйіз» и конскими волосами.

070-4-8Айбалта (ГИК 227) — боевая секира с острым лезвием, напоминающим мусульманский полумесяц, и длинной реконструированной рукояткой, которую казахские воины применяли в столкновении с противниками. Айбалта, наряду с мечом и копьем, как воинское оружие, использовалась практически у всех народов.

В экспозиции зала представлен макет средневекового города Бозок, о котором Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей книге «В сердце Евразии» говорил: «…средневековый город Бозок можно считать прямым предком Акмолы, а его последним потомком является Астана — столица современного Казахстана». Городище открыто в 1999 году знаменитым казахстанским археологом К. Акишевым. Установлено, что Бозок содержит материалы четырех государственных образований, существовавших на территории Казахстана: Западнотюркского каганата, Кыпчакского ханства, Улуса Жошы, Казахского ханства.

070-4-10Уникальным памятником исторического значения на территории нашей области является мавзолей, возведенный в честь основателя Казахского ханстваЖаныбек султана. Шедевр средневековой архитектуры строили искусные мастера и ремесленники, собранные из городов Средней Азии. Для его сооружения в специальных печах было изготовлено свыше 50 000 кирпичей. «Величественное здание, построенное на вершине горы, виднелось издалека. Голубой купол сливался с синевой неба, бирюзовые стены оттенялись золотом окружающего степного пространства. Без сомнения, мазар воздвигнут в честь известной исторической личности». В 2010 году Есильская археологическая экспедиция под руководством Марал Хабдуллиной исследовала средневековый мавзолей. Памятник XV в. находится недалеко от местности Коргалжын, в 100 км южнее города Астаны. В географическом регионе, в низовьях реки Нуры до наших дней сохранились такие гидронимы, как «Керей», «Жаныбек-Шалқар», «Сұлтан келді», что свидетельствует о появлении их в одну историческую эпоху — в период образования Казахского ханства.

Представленные в экспозиции экспонаты из Ханского мавзолея «Жаныбек-Шалкар», великолепные облицовочные плитки бирюзового и серого цветов, украшенные рельефным восьмиконечным орнаментом, имитирующим величественный мазар в миниатюре, встречаются на многих архитектурных сооружениях древности. Музейная экспозиция «¥лы Дала өркениеті» посредством древнейших раритетов знакомит посетителей с историей Казахской государственности.

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
ст. научный сотрудник областного историкокраеведческого музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также