Религия и общество: Казахстан — территория мира и площадка для диалога, Источник самобытной духовности

060-3-1Казахстан — территория мира и площадка для диалога
«Сегодня древняя казахская земля удостоена великой чести — она приглашает лидеров и высоких представителей мировых и традиционных религий со всех концов земного шара для проведения диалога между цивилизациями и религиями».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Стабильное развитие общества обеспечивается не только экономическим ростом и военной мощью страны, оно во многом определяется пластом неповторимых культурных и традиционных ценностей, составляющих сокровищницу нации.
Как известно, пятый Съезд лидеров мировых и традиционных религий пройдет 10-11 июня 2015 года в Астане. Общепризнанно, что идеи мира и согласия, которые несут в себе все мировые и традиционные религии, являются универсальными, и, несмотря на исторические коллизии, выступают залогом конструктивного диалога культур.

Межконфессиональный диалог — это одна из основных предпосылок социальной гармонии в современном мире. Все чаще раздаются призывы к взаимодействию, возникают общественные движения, видящие своей целью создание условий для продвижения диалога на различных уровнях — между странами и народами, между религиями, между культурами и цивилизациями. Религиозный фактор стал одним из важных и значимых в современном мире, в котором нашли тесное соприкосновение разные религии. И от межрелигиозных отношений тоже будет зависеть: пойдет ли мир по пути «столкновения цивилизаций» или по пути мира и гармонии. В связи с этим особую актуальность приобретает диалог религий, как фактор социальной стабильности.

Для поликонфессионального общества современного Казахстана развитие диалога религий — важнейший фактор социальной стабильности и национальной безопасности нашего общества и государства. В условиях полиэтнического и многоконфессионального казахстанского общества духовный мир и согласие выступают факторами консолидации народа республики в единую гражданскую общность, мобилизуют его потенциал. Более того, можно сказать, что эффективная модель межнационального и межконфессионального мира служит необходимым условием и опорой процесса ускоренной модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Представители различных религиозных организаций могут вести диалог по многим вопросам.   Но главная задача в светском обществе — это реализация принципов свободы, в том числе и свободы совести и вероисповедания. А из этого следует, что каждая религиозная организация должна преодолеть претензии на монопольное положение в государстве, отказаться от идеи своей исключительности, превосходства над другими конфессиями. Конечно, межрелигиозный диалог имеет ряд сложностей и трудностей по собственно религиозным причинам. Между тем особо отмечается необходимость и значимость межрелигиозного диалога, основные принципы которого обязательно должны подчиняться правилам любого подлинного диалога. В первую очередь, следует уважать инаковость собеседника во всем его своеобразии.

Основными составляющими казахстанской модели межконфессиональных отношений являются: либеральное законодательство страны, взвешенная политика государства в сфере религии, особенности исторического прошлого и этнокультурные традиции этносов Казахстана, проведение мероприятий, направленных на мировое сотрудничество и диалог для обеспечения безопасности и стабильности общества. Политическая воля, опирающаяся на гуманитарный и нравственный потенциал религии и одновременно жестко пресекающая любые формы проявления экстремизма, сегодня дает все основания говорить о Казахстане, как о центре межконфессионального диалога, не только в региональном или национальном масштабе, но и на глобальном, цивилизационном уровне. Как отметил Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, «наша модель межнационального и межрелигиозного согласия — это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий».

Традиционная веротерпимость казахстанцев, их доброжелательное отношение к представителям других культур и религий позволили создать тот незыблемый фундамент, на котором держатся мир, согласие и стабильность в казахстанском обществе. В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. В процессе построения демократического общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. По инициативе Главы государства в Казахстане официально празднуются религиозные праздники — Курбан айт и Рождество Христово, в общеобразовательных школах республики введен предмет «Основы религиоведения», направленный на обучение учащихся истории мировых и традиционных религий. Представители религиозных объединений активно задействованы в работе Совета по связям с религиозными объединениями. Данный консультативно-совещательный орган функционирует во всех областях и помимо духовенства в его состав входят представители государственных учреждений, неправительственных организаций, ведущие ученые-религиоведы, политологи, психологи, социологи и другие эксперты в области религии.

Казахстан вносит значительный вклад в дело укрепления всеобщего мира и стабильности. За годы независимости наше государство выдвинуло ряд инициатив, направленных на укрепление мира и стабильности в регионе. В Астане каждые три года проходят съезды лидеров мировых и традиционных религий. I Съезд состоялся в 2003 году, II Съезд — в 2006 году, III Съезд — в 2009 году и IV Съезд — в 2012 году. На приглашение руководителя Казахстана откликнулись посланники ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и многих других религий. Интерес к съездам растет с каждым годом. Это проявляется в значительном увеличении числа делегаций, приезжающих на съезд. Расширяется круг влиятельных международных институтов, представленных на форуме. В их числе ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Организация «Исламское Сотрудничество».

Необходимость просвещения людей в вопросах межконфессиональных отношений актуальна сегодня, как никогда. В условиях, когда религиозными лозунгами порой оправдываются призывы к насилию, звучат надуманные обвинения и оскорбления в адрес отдельных конфессий, значительно возрастает роль знаний в этой сфере.

Опыт нашей страны по взаимодействию различных религий изучают международные организации и зарубежные партнеры, в том числе ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. На международной арене Казахстан воспринимается, как территория мира, площадка для диалога и сближения культур и религий.

Гульнар ОРАЗБАЕВА,
директор КГУ ЦАРМО при управлении по делам религий Акмолинской области.

Источник самобытной духовности

В недавнем выступлении Елбасы на XVI съезде партии «Нұр Отан» отмечалось, что в нашей стране в мире и согласии проживают представители 17 конфессий. Наиболее крупные из нихислам, православие и протестантство. Ханафитский ислам отличается умеренностью и терпимостью, здравой интерпретацией исламских ценностей, православие ставит во главу угла вопросы совести и нравственного выбора человека, добра и сострадания, а протестантизм в центр жизни человека ставит успешный и производительный труд, ценности бережливости и добродетельной жизни. У каждой религии есть свои достоинства. Они должны объединять казахстанцев, служить делу мира и согласия, развитию общества и экономики, укреплению государства.

Эту мысль о том, что лучшие качества религиозных конфессий должны служить во благо Родины повторил и наш Верховный муфтий, председатель ДУМК Ержан кажы Малгажыұлы на первом республиканском форуме имамов. Тогда он, отмечая огромную роль и значимый вклад Главы государства, сказал, что в своем Послании «Нұрлы жол — путь в будущее» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил стратегически важный путь развития, новую экономическую политику страны. Это значимый, социально ориентированный документ. Муфтий подчеркнул: «Без духовного и нравственного развития человека невозможен и экономический успех страны».

История нашей страны уже много столетий неразрывно связана с исламом. Эта религия стала одним из главных источников становления самобытной духовности и культуры казахского народа. Проникновение мусульманских идей на территорию Центральной Азии датируется VII -VIII веками н.э. Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в XV веке стали султаны Жанибек и Керей. С образованием казахской народности внедрение ислама способствовало слиянию различных казахских племен в единую этническую общность.

Еще в феврале 2003 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие» писал: «Для нас, казахов, ислам — это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение».

Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. Ныне мы наблюдаем активное развитие религиозного сознания среди населения, особенно, среди молодежи. Однако мы понимаем, что подъем религиозности в регионе нельзя рассматривать односторонне, только как количественное увеличение мечетей и верующих. Он, прежде всего, проявился в усилении сознания, влияния исламской идеологии на людей, которая становится немаловажным элементом в их повседневной жизни и поведении.

Сегодня духовным наставником более 10 миллионов мусульман Казахстана официально является Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В соответствии с его Уставом, утвержденным решением VI Курултая мусульман Казахстана в апреле 2012 года, все областные, районные и аульные мечети являются филиалами ДУМК. В настоящее время на территории Акмолинской области действуют 104 таких филиала, т.е. официально зарегистрированных мечетей и 39 намазхана. В настоящее время дома Аллаха возводятся в областном центре, поселке Бестобе, аулах Кырык кудык Селетинского сельского округа Степногорска, Шагалалы и Кызылегис Зерендинского района, Жантеке Коргалжынского района, административных центрах Аршалынского, Сандыктауского и Целиноградского районов и других местах.

Имам сегодняшнего дня — это не просто священнослужитель, отправляющий ритуальные богослужения. Это современный человек, активно участвующий в общественной жизни, идущий в ногу со временем, умеющий ответить на самые разные вопросы. Именно для того, чтобы наши имамы соответствовали требованиям времени, ДУМК уделяет большое внимание повышению квалификации священнослужителей.

В мечетях Акмолинской области работает 161 священнослужитель. В их числе 9 человек с высшим теологическим образованием. Большинство из них обучались в республиканском центре по подготовке чтецов Корана, институте квалификации имамов и медресе городов Астаны, Павлодара, Тараза, Шымкента, Актобе. В настоящее время в казахстанско-египетском Исламском университете «Нур-Мубарак», Исламском институте и медресе столицы обучаются 44 молодых акмолинцев. После окончания обучения все они вернутся в родной регион и, надеюсь, будут честно трудиться на ниве духовного просвещения людей.

В январе текущего года по поручению Верховного муфтия сотрудники мечетей Акмолинской области прошли аттестационные проверки, которые выявили в том числе и наши недостатки и недоработки. Сейчас мы работаем над их устранением.

Для повышения религиозной грамотности населения при центральной мечети действуют 4 группы, две женские и две мужские, в которых занимаются около 150 мальчиков и девочек, взрослых мужчин и женщин. При каждой районной и крупной сельской мечети действуют курсы повышения религиозной грамотности населения. А при Сабындинской мечети Коргалжынского района работает школа по подготовке поступающих в медресе и обучению кари — профессиональных чтецов Корана. Кроме того, целый ряд священнослужителей области входит в состав областных информационных групп, работающих под эгидой управления по делам религии по Акмолинской области. По всей области они проводят встречи, отвечают на вопросы, беседуют с жителями самых разных возрастов.

Ни одна религия мира не призывает к войне и насильственным действиям, но большинство конфликтов имеют религиозную подоплеку. Если у светских властей есть ООН, где можно обменяться мнениями по тем или иным вопросам, принять какие-то решения, то у религиозных лидеров такой возможности нет. Поэтому мы с воодушевлением встретили весть о том, что еще один съезд мировых религий, уже пятый по счету, в следующем месяце состоится в нашей стране, в Астане. В работе съезда мировых и традиционных религий примут участие ведущие иерархи основных мировых религий и конфессий: ислама, буддизма, христианства, иудаизма, даосизма, индуизма и синтоизма. Задачами нынешнего съезда, как и предыдущих, является пробуждение у религиозных лидеров желания вести диалог друг с другом, принять основополагающие решения и документы, объясняющие суть и смысл современной мировой политики.

Историческая роль религии заключается в том, чтобы постоянно давать нравственное, в духе вечных моральных ценностей, толкование происходящих событий, поддерживать человека в трудную минуту, внушать ему надежду. Все религии учат человека справедливости, добру, состраданию к ближнему.

060-3-2Искренне верующие люди -это своеобразный золотой запас области. Они создают вокруг себя поле справедливости и честности, уважения и внимания к окружающим. Мусульманский жамагат Акмолинской области, как и прихожане православной, католической и других конфессий, все, как один, заинтересованы в том, чтобы стратегические планы Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева о выведении Казахстана в число 30-ти лучших стран мира, национальная идея и государственная идеология нашего государства «Мәңгілік Ел» были успешно реализованы. Не просто поддерживают, а способствуют этому своим повседневным трудом.

Канат КЫДЫРМИН,
уполномоченный имам ДУМК по Акмолинской области,
главный имам областной центральной мечети им. Науана Хазрета.

Кстати говоря

Пять тысяч квот выделено казахстанцам для совершения хаджа в этом году

«Квота, которая выделена Казахстану, — 5 тысяч, согласно договору между духовным управлением и министерством хаджа Саудовской Аравии. Паломничество в этом году выпадает на сентябрь», — сказал наиб-муфтий ДУМК Се-рикбай кажы в ходе заседания президиума правления ДУМК. Во время заседания также была объявлена величина пожертвований фитр-садака в размере 200 тенге. Начало поста мусульман — Ораза — выпадает на 18 июня. Об этом сообщает сайт Kazpravda.kz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также