Народные реформы
В своем выступлении на XVI съезде партии «Hұp Отан» Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил о том, насколько важны предложенные им институциональные реформы для успешной реализации Новой экономической политики «Нұрлы жол».
О задачах первой из них — формировании современного профессионального автономного государственного аппарата — мы беседуем с заместителем руководителя областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции — председателем Дисциплинарного совета Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции в Акмолинской области Куанышем Жапаковым.
— Куаныш Асылбекович, почему возникла необходимость глубокого реформирования всей системы государственной службы и в чем суть уже происходящих и предстоящих изменений?
— Лидер Нации призывает сделать корпус государственных служащих автономным от «текущих политических процессов и протекционизма отдельных персон». Зачастую в аппарате вокруг определенного «покровителя» образуется команда по принципу землячества, а не профессионализма. Это создает условия для коррупции и снижает кадровый потенциал.
Сегодня из-за отсутствия у рядовых государственных служащих четких карьерных перспектив и зависимости карьерных перемещений от пресловутых «покровителей», страдают государственные программы и проекты. Поэтому основная задача — сделать корпус госслужащих автономным от текущих политических процессов. На профессиональный и автономный корпус госслужащих не должны влиять выборы, смены министров, акимов и других руководителей.
Агентством совершенствуются инструменты отбора и продвижения кадров, методы оценки служащих на основе их личных заслуг, уровня профессионализма и антикоррупционного иммунитета. Прежде всего, будут изменены механизмы отбора на госслужбу, они будут ориентированы не на формальное знание законов, а на профессиональные и личностные качества претендентов.
Поиск действенных механизмов выявления и поддержки талантливых специалистов, ориентированных на честное и беззаветное служение народу, является одним из приоритетных направлений Агентства, создаются правовые и организационные условия для реализации творческого и профессионального потенциала таких госслужащих.
Все более сильные и способные люди нужны для воплощения идей нашего Президента, все больше требований предъявляется госслужащим, и этот фактор для Казахстана является безусловным благом.
— Президент страны Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил о необходимости перехода от действующей сегодня позиционной к карьерной модели государственной службы. Расскажите о сути каждой из этих моделей?
— Позиционная модель государственной службы позволяет кандидату на конкурсной основе занимать любую административную должность в системе госслужбы, квалификационным требованиям которой он соответствует, минуя несколько ступеней. Карьерная же модель основана на том, что каждый руководитель должен пройти все управленческие ступени, начиная с самой нижней. В мире, пожалуй, в равной мере распространены обе. Карьерная модель характерна для таких стран, как Германия, Япония, где сначала человек поступает на низшие должности, и с годами продвигается по карьерной лестнице. Позиционная модель распространена в США, в какой-то степени во Франции и Великобритании.
Сложившаяся у нас базовая модель в большей степени позиционная, но в ней есть и элементы карьерной. Их, конечно, должно быть больше. Без знания специфики регионов, отраслевых министерств, особенностей работы различных подразделений крайне трудно реализовать действительно масштабные задачи. Самое лучшее образование само по себе не заменит подобного опыта.
— Как обеспечивается прозрачность назначений, в частности, в нашей области?
— Основные усилия агентства направлены на достижение максимальной прозрачности и объективности отбора и продвижения кадров. Для этого будет использоваться интегрированная информационная система «Е-кызмет», позволяющая своевременно предупреждать и пресекать проявления коррупции в работе с персоналом государственных органов.
Уже сегодня для обеспечения прозрачности и объективности принятия решений конкурсными комиссиями, более половины всех проведенных заседаний по замещению вакантных административных государственных должностей в государственных органах проходят с участием наблюдателей.
В качестве наблюдателей на заседании конкурсной комиссии могут быть депутаты маслихатов, представители СМИ, неправительственного сектора, а также сотрудники нашего департамента.
— В чем суть новых подходов к борьбе с коррупцией и противодействия ей?
— Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции. Благодаря политической воле Президента страны созданы организационные и правовые основы антикоррупционной политики, утверждена Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. Ее принципиальная новизна в нацеленности на предупреждение коррупции, устранение причин и условий, ее порождающих. Она предполагает внедрение института общественного контроля, максимальную прозрачность процессов рассмотрения обращений и автоматизацию государственных услуг, совершенствование системы мониторинга коррупционных рисков, предупреждение коррупции в частном секторе, формирование антикоррупционного мировоззрения и другие меры.
Ранним выявлением признаков коррупционных действий в сферах расходования бюджетных средств и государственных закупок занимается Центр системного анализа и прогнозирования антикоррупционной службы. Большое внимание будет уделяться своевременному предупреждению нарушений законности при освоении денег, выделяемых на проекты «Нұрлы жол». О фактах нецелевого использования этих средств граждане могут сообщать нам по единому для всей страны бесплатному телефону агентства 1494.
Перед агентством стоит задача формирования действенных механизмов предупреждения коррупции при оказании государственных услуг. Эта проблема будет решаться путем расширения возможностей получения государственных услуг в электронном формате и по принципу «одного окна», внедрения комплексной системы мониторинга качества этих услуг (внутреннего и внешнего контроля) и повышения уровня осведомленности населения о порядке их получения.
В этой сфере есть над чем работать. До сих пор многие функции исполнительных органов не включены в Реестр государственных услуг, хотя по определению являются таковыми. Например, вне этого документа оказались такие социально значимые функции, как выдача бесплатных медицинских препаратов, квот для лечения, оказание медико-социальной реабилитации. Этим часто пользуются управления архитектуры и градостроительства, у входа помещения которых неизменно предлагают свои «услуги» различные ТОО. Таких примеров более чем достаточно и в других отраслях. Все это создает условия для коррупции, снижает доверие народа к органам власти.
Результаты проводимой аналитической работы свидетельствуют о том, что основными причинами совершения коррупционных правонарушений и преступлений часто являются незнание законов самими государственными служащими, отсутствие информации о предоставляемых государственных услугах, незнание потребителями услуг своих прав, чувство безнаказанности, семейственность, протекционизм.
Только за первый квартал этого года в Дисциплинарный совет поступило 4 письменных обращения по фактам нарушения Закона «О государственной службе» и столько же обращений по фактам нарушения служебной этики. Проведено три заседания Дисциплинарного совета, где было рассмотрено 19 вопросов. Ряд лиц по итогам заседаний освобождены от занимаемых должностей.
Перед нами поставлена важная задача, в решении которой мы рассчитываем на поддержку всех казахстанцев. Практика стран с минимальным уровнем коррупции свидетельствует о том, что эффективность противодействия этому злу зависит, в первую очередь, от активной гражданской позиции самих членов общества. Нас всех должна объединять взаимная ответственность за будущее страны. Ведь совсем неслучайно в своих выступлениях Президент страны Нурсултан Назарбаев инициированные им институциональные реформы называет народными.
Вопросы задавала Нина МИТЧИНОВА.