30 лет мать ждала сына

Долгие годы оставалась неизвестной судьба жалтырца Василия Федорова, призванного на службу в армию в 1982 году. Оттуда, из Афганистана, он прислал маме, Надежде Васильевне Максименко, лишь одно-единственное письмо, в котором просил не беспокоиться о нем, писем, денег и посылок не высылать. «Служба закончится, и я вернусь домой», — таковым было обобщение написанному. Никто тогда и не мог предположить, что домой Василий Федоров не вернется никогда, хотя долгих тридцать лет мать не переставала ждать сына, все виделось: вот-вот стукнет калитка и войдет в дом ее Вася…

Ждала Надежда Васильевна потому, что еще в 1985-м, проезжающий мимо Жалтыра на поезде сослуживец сына, передал: «Жив-здоров Василий, ждите, скоро вернется, их отпустят…». Случайно или нет было брошено это слово «отпустят», но тогда ему не придали значения. Это сейчас уже доподлинно известно, что на тот момент Василий Федоров вместе со своим другом и земляком Николаем Саминем и еще по сей день неизвестно сколькими советскими солдатами находился в афганском плену в пакистанской провинции Бадабер. Ребята терпели побои и постоянные унижения, над ними в буквальном смысле измывался конвой, полагая, что сделают из этих молодых русских — а так называли всех солдат Советской армии — покорных рабов. Но оставаться всю жизнь рабами мальчишки не собирались. Когда угасла последняя надежда на возможное освобождение, 26 апреля 1985 года, в 21 час по местному времени, пленные устроили бунт. Сняв часовых, они захватили оружейный склад и выдвинули требование, чтобы к ним пригласили представителей Советского посольства или Красного Креста.

Дерзость пленных вызвала взрыв негодования у душманов, но поначалу они пытались договориться, обещая сохранить жизнь тому, кто выйдет и сдаст организаторов заговора.

Конечно, это был обман, ребята знали, что в живых их не оставят уже ни при каких обстоятельствах. Поэтому на волю им удалось отпустить лишь пакистанца Ахмата Поля, которому дали наказ рассказать всю правду о происходящем.

Несколько дней душманы пытались «выкурить» пленных из помещения оружейного склада. Затем начались атаки. Видя яростное сопротивление заложников, пустили в ход тяжелую артиллерию. Стали рваться снаряды внутри склада, плюс обстрелы пушками и минометами, казалось, что само небо объято пламенем. Воздух в окрестностях Балдабера был наполнен дымом, пеплом и запахом горелых человеческих тел. Оставшийся в живых свидетель этой жестокой расправы над молодыми солдатами узбек Насиржола Рустамов после двадцати лет афганского плена будет вспоминать, что после того, как бомбежка утихла, останки солдат Советской армии собирали в радиусе пяти километров…

О том, что среди погибших был и Василий Федоров совсем недавно нашим поисковикам, в числе которых был Анатолий Викторович Мальков, рассказал тот самый Ахмат Голь.

— Он помнил наказ ребят, а Василия узнал по фотографии, отметив при этом, что он всегда был рядом с Николаем Саминем. Они вместе учились в Астраханском С ПТУ, вместе призывались на службу и в плену оказались рядом.

Началась история поиска давно, потому что еще много ребят, как и Василий, считаются без вести пропавшими. Десятки официальных писем с такой формулировкой хранятся и в доме Надежды Васильевны. Это ответы на ее запросы о судьбе сына. Несколько раз до нее доходили весточки, что сын жив, но все это были ложные сведения.

— Мы цеплялись за каждую весточку, неоднократно выезжали в Афганистан, — говорит Анатолий Викторович, который в составе казахстанского Фонда «Патриот KZ» отвечает за международные отношения со странами среднего и ближнего Востока и Афганистана. — Непосредственно Ахмата Голя отыскали через международный Комитет по делам воинов-интернационалистов при содружестве глав государств СНГ, который в свое время возглавлял наш земляк Руслан Аушев, а перепиской с Ахматом Голем занимался юрист Фонда «Патриот KZ» Олег Симонов. В поиске и поездках нам помогали и члены нашего казахстанского объединения «Боевое братство», где президентом является Сергей Пашевич. В последней поездке помогла также столичная компания «Цесна» в лице руководителя Николая Мещерякова. И лишь эта личная встреча с Ахматом Голем позволила нам узнать о судьбе Васи Федорова.

054-4-5

26 апреля, воины-интернационалисты, собравшись вместе, навестили мать геройски погибшего солдата Василия Федорова. Лишь спустя тридцать лет со дня гибели сына, Надежда Васильевна узнала об этом. И какой бы горькой ни была для нее весть, она поблагодарила столь неожиданных гостей за то, что не зачерствели душой, не остались равнодушными и она, наконец-то, сможет просто помолиться за упокой души сына. И хоть пришли к ней с печальной вестью, Надежда Васильевна сказала:

— Слезы свои я уже давно выплакала, поэтому сейчас плачу сердцем. А вам большое спасибо, что пришли, я рада, что вы помните Васю и помните меня. Приходите ко мне почаще, — попросила она гостей. На что в ответ Анатолий Викторович Мальков пообещал не только навещать мать солдата, но и помочь в оформлении документов на признание его погибшим. А это значит, что у обелиска погибшим в Афганской войне астраханцам в районном центре появится еще одна тумба с именем защитника Отечества, а в школе села Жалтыр, где когда-то учился Василий Федоров, будет установлена мемориальная доска. Чтобы помнили…

Лидия ЧЕРНЕГА.

Астраханский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также