«Мы — народ, во все времена относящийся к своему прошлому с благодарностью и с великим прощением. Наше восприятие исторического прошлого всегда должно быть цельным и позитивным», — говорил Президент страны в своем выступлении,посвященном 23-й годовщине Независимости Казахстана.
Сегодня, отмечая 550-летний юбилей Казахского ханства, мы хорошо осознаем, насколько многообразно и велико наследие наших предков, заложивших фундамент казахской государственности. В том числе и для развития современного права.
Каждый период своего независимого развития Казахстан проходил, преодолевая трудности и сложности, и в каждый период обновления решал свои, соответствующие требованиям времени, задачи.
В начале XVI века, при правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный, как «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Он включал в себя пять основных разделов. В Имущественный закон входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе. В Уголовном законе рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. В Военном законе оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. Свод законов включал в себя и Посольский обычай, в нем оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. Особую роль играл Закон общественности (жұртшылық). Он посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и этикету.
В 1598 году началось правление Есим-хана. Это время стало периодом очередного усиления Казахского ханства. Правитель одержал победу во внутриполитической борьбе, итогом которой стало коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что многие права и полномочия были переданы в руки биев и старшин.
Юридически эти изменения были закреплены в своде законов — «Есім ханның ескі жолы» («Исконный путь Есим-хана»), принятых, как дополнение к кодексу Касым-хана. Свод законов получил широкое признание у народа. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. Он содержал различные уставы, применяемые в Кипчакском, Чагатайском и других улусах.
Благодаря Есиму законы Касыма были доработаны в соответствии с военно-политическими и социальными требованиями, бытом и традициями жителей того времени, в результате чего этот свод законов был признан среди народа. В нем были описаны правила, связанные с землей, исковыми заявлениями о скоте, уголовными делами (воровство, убийство и другое), с положением женщин, военными обязательствами, традиционными мерами, помощью бедным и другими обстоятельствами. Причем уже тогда высшей законодательной властью становился орган, называемый Маслихатом. Уже тогда было известно это слово, которое переводится, как «совет». В его состав входили все представители казахских общин и наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год. Вместо улусной системы в начале XVII века была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. Они же формировали и Совет биев.
Мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они положили начало образованию светского правового государства, в котором ныне трудится и мирно живет наше современное поколение, которое чтит и уважает закон.
Нурбек ГАПУ,
сотрудник пресс-службы областного суда.