Патриот по словарю: «Любитель Отечества, ревнитель о благе его»

Выступая на XVI съезде партии «Нұр Отан», Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев обозначил перед всеми нами пять институциональных реформ, одна из них звучит так — нация единого будущего. Выдвигая ее, он подчеркнул, что консолидирующей ценностью для всех должна стать «Мәңгілік ел» — наша вечная страна. Что такое консолидирующие ценности? Это гражданское равенство, трудолюбие, честность. Культ учености и образования, которые мы должны повседневно внушать нашим детям, светская страна — страна толерантности — вот наши ценности.

Казахстанский патриотизм относится к основополагающим принципам государства. Его истоки — в глубоком знании истории страны, понимании и уважении деятельности тех поколений, усилиями которых обеспечивались ее независимость и процветание. «Патриот» по словарю Даля — «любитель отечества, ревнитель о благе его». Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно подчеркивал, что патриотизм необходимо развивать, в особенности у молодежи. Только тогда страна будет процветать. Наша молодежь должна расти приверженной таким высоким ценностям, как честь, верность долгу, порядочность, созидание во имя процветания нашей Родины.

Независимость нашего государства является символом гордости казахстанского патриотизма. Понятие независимости выступает основой единства Казахстана, призванной объединить народ. Во многом воспитание патриотизма начинается с уважения к государственному языку, изучение его, гордость за него — это составляющие нашей повседневной работы. Государственный язык стал таким же символом государственности, как Флаг, Герб и Гимн. И для того, чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя — именно такая цель ставится перед молодыми казахстанцами.

«Формирование патриотического самосознания молодежи» — так была обозначена тема круглого стола, проведенного в нашем научно-исследовательском институте психологии, педагогики и социальных исследований. Мы решили открыто поговорить со своими студентами на эту очень важную тему. Модераторами мероприятия выступили преподаватели кафедры «Психолого-педагогические дисциплины», а участниками — студенты первого курса казахского отделения специальностей «Педагогика и психология», «Педагогика и методика начального обучения», «Казахский язык и литература», «Физическая культура и спорт». Главная же его цель — конкретизация условий формирования патриотического самосознания студентов, воспитание уважения и любви молодежи к своей Родине.

Программа круглого стола включала в себя презентацию научной работы «Психологические основы патриотического воспитания» и выступления преподавателей на темы «Роль современного патриотического воспитания молодежи» и «Патриотическое воспитание студентов». В ходе их обсуждения была проведена ролевая игра со студентами. Состоялось обсуждение и обмен мнениями по данной проблеме. Были предложены актуальные вопросы, касающиеся понимания   ими   чувства   патриотизма, форм проявления и формирования, а также будущего Казахстана.

Кроме того, студенты исполнили Гимн Казахстана, в импровизированной форме сочиняли четверостишия, представили музыкальные номера.

Затем были представлены результаты анкетирования, выполненного на предыдущем практическом занятии. В частности, студенты отметили, что все они считают себя патриотами, а в своих ответах показали знания государственной символики и национальных героев. Считают, что могут внести свой вклад в развитие суверенитета республики, получить прочные знания и воспитывать в будущем граждан Казахстана. Все это возможно, по мнению студентов-первокурсников, благодаря хорошей учебе, развитию и пропаганде государственного языка и национальных традиций, честному труду.

Студенты академии в анкетах откровенно писали о том, что государственный язык является признаком нации, он формирует самосознание людей. По их мнению, в настоящее время уровень развития государственного языка — средний. Для дальнейшего его развития заметную роль играет открытие национальных школ, а также повседневное общение на казахском языке, внедрение современных обучающих программ. Сами студенты, являясь выпускниками национальных школ, отлично владеют казахским языком.

Будущее республики нынешние студенты представляют восторженно: как цветущее государство, обязательно входящее в число 30 цивилизованных стран мира с развитым государственным языком и культурой.

Итоги анкетирования показали, что в самосознании первокурсников отражен, в основном, когнитивный компонент (знания о патриотизме) и в меньшей степени — поведенческий (проявление патриотизма в деятельности) и эмоциональный (выражение эмоциональных чувств). В ходе круглого стола ими было предложено повысить статус казахского языка и языковую грамотность среди молодежи; регулярно проводить мероприятия творческого характера (на основе поэтических и музыкальных способностей студентов) и мониторинг (анкетирование) мнения студентов о современных проблемах. Особо была отмечена актуальность пропаганды межличностной и межэтнической толерантности в молодежной среде, а также необходимость регулярно, к примеру, каждый понедельник, в высших учебных заведениях исполнять Гимн Казахстана с целью повышения патриотических чувств.

По отзывам студентов, им очень понравилась тема и форма проведения круглого стола, в ходе которого произошел не только обмен мнениями, но и намечены перспективы дальнейшего развития патриотического самосознания в молодежной среде. Силами сотрудников библиотеки академии «Кокше» была организована выставка книг по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

Асия КУКУБАЕВА,

директор НИИ психологии, педагогики и социальных исследований академии «Кокше»,
доктор психологических наук,
профессор.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также