Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки всевозможных проколок, костяных игл разных размеров, скребков свидетельствуют о развитии обработки шкур и кожи у племен андроновской культуры на территории Казахстана. На протяжении многих веков эти приемы оставались неизменными. Мастера кожевенники в качестве материала использовали шкуры различных животных. После предварительной обработки из них изготавливали различную одежду, из кожи — обувь, пояса, кумысную посуду различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчаны, кожаные сун-дуки-жағлан. В недалеком прошлом бытовали и кожаные ковры с тисненым узором, которые сейчас являются большой редкостью.
Обработкой шкур и кожи занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины. На предметы домашней утвари и посуды шла кожа домашних животных — лошадей, рогатого скота и верблюдов. Предварительно шкуры для очищения шкуры от волоса замачивали в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айрана іркіт (кисломолочные напитки) и муки. Мастера с особой любовью и трепетностью относились к изготовлению посуды для кумыса — целебного и бодрящего напитка. Кожаная посуда отличалась разновидностью форм и богатством орнаментального решения, где доминирующее место занимал мотив қошқар мүйіз, символизирующий достаток, благополучие и плодородие.
Коллекция казахской кожаной традиционной национальной посуды Акмолинского областного историко-краеведческого музея насчитывает 16 единиц хранения. Ретроспектива — конец ХІХ-начало XXI века, география — п.Кызылту Уалихановского района СКО, аул Үкілі Ыбырая Аиртауского района, с.Кеноткель, г. Кокшетау, г. Алматы. Время поступления — 1968 г., 1976 г., 1992 г., 2003 г., 2011 г., 2013 г. Имеющиеся в нем экспонаты можно разделить на три группы: подойники — кенек, сосуды для приготовления кумыса — саба, фляжки для хранения и перевозки кумыса — торсыки разнообразных форм и футляр для хранения фарфоровой посуды — кесеқап (теркеш).
Көнек — подойник (ведро) — древнейший традиционный сосуд кочевников.
Он имеет цилиндрическую форму со сливом (в форме чайника), удобный для доения кобылиц. Кобыла очень чувствительное животное, которую доили через каждый час и струи молока, попадая в көнек, издавали специфический звук, способствующий прибыванию молока. Кожа, из которой он изготовлен при пользовании, не издает сильного шума, а запах, исходивший от подойника, успокаивает животное. Делали подойники из верблюжьей кожи, шкур крупного рогатого скота, шейной части лошади. Көнек удобен в применении и транспортировке при перекочевках. Благодаря носику свеженадоенное молоко кобылиц (саумал) без потерь переливалось в саба — объемную емкость с узким горлышком для приготовления кумыса. В 2011 г. в фонды музея поступил көнек с интересной легендой. Подойник принадлежал Магрипе Жакиш қызы 1893 г.р. из рода карауыл.
Саба — бурдюк (сосуд) для изготовления кумыса из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника ло-шадинных шкур. Сшивают шкуры (примерная емкость 100 литров) нитками из верблюжьей шерсти «шуда жіп». Дно саба делают широким, прямоугольным, а верхную часть более узкой. К горловине пришивают шнурки для подвешивания. Хорошо промыв, сосуд заполняют айраном и выдерживают несколько дней для устранения запаха шкуры (шикі дәмін алу). Затем растягивают, обмазывают влажной печной копотью, сливочным маслом и коптят дымом таволги или березы. Прокопченая шкура становится очень прочной. Запах копоти придает кумысу вкус и улучшает качество напитка.
Размер саба в прямом смысле зависел от социального положения семьи. Выкроить и сшить саба — огромное искусство. Знаменитый мастер Сейткасым Жамбылулы в конце XIX века сшил плетеный саба изумительной красоты, в который залили кумыс и ни одна капля не вытекла из него. Труд таких мастеров ценился очень высоко.
В коллекции имеется прекрасный образец декоративного саба, изготовленного мастером декоративно-прикладного искусства, преподавателем КГУ им. Ш.Уалиханова Рустемом Шариповым. Сосуд украшен зооморфными узорами рельефным тиснением по коже. В форме саба и узорах угадывается женский силуэт в национальном наряде — камзоле и саукеле. Это образ тюркской богини домашнего очага и плодородия Умай-ана или как ее еще называют Май-ана.
Торсыки — кожаные сосуды, использовавшиеся для перевозки кумыса в пути вместимостью до 4-5 литров. Они отличались разнообразием форм: круглые, трапецевидные, в форме рога и др. Украшались зооморфными узорами тиснением по коже. В коллекции кожаной посуды имеется старинный торсык с круглым туловом, высокой массивной шейкой и деревянной пробкой и петлями, поступивший в музей в 1976 г. Разновидностью торсыков были сүйретпе, удобные при перекочевке, имеющие удлиненную трапецевидную форму с узкой горловиной, плавно расширяющейся к основанию. Подобный сосуд из шкуры крупного рогатого скота поступил в фонды музея в 1991 г. из п. Кызылту. Сдала сүйретпе Жусупова Гауһар.
Среди кожаной посуды имеется небольшой декоративный торсык, изготовленный из нижней части телячьей ноги. Форма круглая, узкая у горлышка и постепенно расширяющаяся к низу с двумя роговыми редуцированными копытцами и круглым дном. Вся поверхность сосуда покрыта узорным тиснением. Можно различить черты диковинного существа, похожего на сказочную птицу. С двух боков горловины имеются небольшие выступы из кожи, напоминающие ушки этого существа. На дне сосуда тиснением нанесен рисунок, видимо, год изготовления «1997» и вензель из инициалов мастера «КТ». Вторая сторона торсыка украшена вариациями зооморфных узоров. Торсык подарен мастером из г. Уральска Табигатом Кужанбаевым кокшетаускому мастеру Мельжану Сыдыкову на выставке «Этноаул», посвященной 5-летию г. Астаны. Этот торсык мастер резьбы по дереву М. Сыдыков в свою очередь подарил сотрудникам нашего музея, которые также принимали участие в празднике с выставкой из фондов музея.
Из материалов исследований, проведенных учеными Академии наук Казахстана в 1970-е годы, следует, что до революции в Кокшетау, как и во многих регионах страны были мастера-кожевенники, которые специализировались на обработке шкур крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. У них были особые помещения-«жертеле», приспособленные к окуриванию шкур дымом. Изготовленная из этих шкур кумысная посуда отличалась прочностью, а кумыс в сабе или торсыках просвечивал на солнце и имел особый вкус. Как и многие предметы быта, старинная кожаная посуда из коллекции музея безымянна, не известны имена изготовивших их мастеров. Несмотря на недолговечность материала, эти редкие атрибуты кочевой жизни работы местных мастеров сохранились до наших дней и нашли свое место в экспозиции и фондах музея.
Историческая преемственность и креативность в изделиях из кожи прослеживается в работах современных акмолинских мастеров — преподавателя КГУ им. Ш. Уалиханова Рустема Шарипова, члена Союза художников РК Рустама Яковлева, Алексея Беломестного, изделия которых представлены в экспозиции и хранятся в фондах музея. К сказанному добавим, что в с.Новокубанка Шортандинского района в школе работает Макер Турысхан, сохранивший приемы старинной обработки кожи казахов. Сейчас эти мастера обучают своих студентов и учеников этому древнему ремеслу.
Кумис КАСЫМБАЕВА,
научный сотрудник Акмолинского областного историко—краеведческого музея.