По инициативе областной инспекции транспортного контроля в Кокшетау состоялось заседание круглого стола по теме «Соблюдение транспортного законодательства в сфере автомобильных перевозок». Участвовали юридические и физические лица, занятые в этой сфере, а также представители ряда областных ведомств и служб.
Обращаясь к собравшимся, руководитель инспекции транспортного контроля Ерболат Ерімбет сказал, что в нашей стране начаты масштабные преобразования в транспортной инфраструктуре. Запущенная, например, в 2013 году система платности на участке автомагистрали Астана-Щучинск обеспечила свое содержание уже на 86 процентов. Сбор составил 1 млрд 65 млн тенге и республиканский бюджет софинансировал содержание этой дороги на сумму 179 млн тенге. Минтранспорта и коммуникаций считает, что в текущем году можно будет без вливаний бюджета содержать эту автомагистраль.
Следует отметить, что общая протяженность автомобильных дорог нашей области составляет 7882,6 км, республиканского значения — 2260,5 км, местного значения — 5622,1 км. В прошлом году на их реконструкцию, ремонт и содержание выделены 6,4 млрд тенге. Наряду со строительством нам поставлена задача обеспечить условия повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков.
Руководитель ведомства далее особо подчеркнул, что в последнее время заметно влияние интеграционных процессов, особенно либерализация автомобильных перевозок в рамках Евразийского экономического союза. В целях развития казахстанских перевозчиков основная работа Минтранспорта и его территориальных подразделений направлена, во-первых, на создание правовой основы перевозок, во-вторых, на обновление парка автотранспортных средств, и, в-третьих, совершенствование контроля за иностранными перевозчиками, который осуществляется за счет установки автоматизированных измерительных средств (САИС). В данное время на территории нашей области действуют 4 таких системы, к 2020 году их количество будет доведено до 80.
О проводимой конкретной работе по контролю за соблюдением транспортного законодательства в регионе собравшихся проинформировала руководитель отдела контроля на автомобильном транспорте Динара Казбекова. Сообщено, что этот участок деятельности на территории области отслеживают два передвижных поста на восьми утвержденных маршрутах. В прошлом году специалистами проверено более 9 тыс. единиц автотранспортных средств, выявлены 137 правонарушений за превышение перевозчиками допустимых весовых и осевых параметров, что составляет 37 процентов от общего количества несоблюдения правил перевозки грузов.
Объем перевозимых грузов по автомагистралям заметно увеличивается, о чем свидетельствует выдача инспекцией перевозчикам спецразрешений. Так, в прошлом году было предоставлено 768 таких документов на проезд тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств на сумму 70 млн тенге, а за аналогичный период 2013 года — 558 на 41 млн тенге.
Касаясь норм Кодекса РК «Об административных правонарушениях», Динара Казбекова напомнила участникам круглого стола, что за превышение допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством, административной ответственности подлежат также и грузоотправители. В прошлом году за такие деяния поплатились шесть грузоотправителей, в том числе карьеры ТОО: «СС-Кокше Строй», «Дорстрой Недра», «Рахат — СТ», «Неруд Кокшетау». Одним из требований правил перевозок грузов автотранспортом является наличие у грузоотправителя весового оборудования. Однако данная норма последними не всегда соблюдается.
В своем выступлении старший помощник Кокшетауского транспортного прокурора Анарбек Кузбаков отметил, что основной задачей государства является устранение условий, препятствующих развитию предпринимательства. В этих целях между транспортной прокуратурой и Палатой предпринимателей Акмолинской области подписан Меморандум по вопросам защиты прав предпринимателей.
После состоялась дискуссия в формате «вопрос-ответ». Например, директор ТОО «СП МК-2030» Аманбай Ахметов поинтересовался о сроках введения ограничения движения автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Из ответа следует, что ежегодно на территории РК в весенний и летний периоды приказом Минтранспорта и коммуникаций вводятся такие ограничения. В нашей области весеннее ограничение с нагрузкой на одиночную ось свыше 8 тонн вводится с 23 марта по 1 мая, летнее — при температуре воздуха выше + 25 «С — с 1 июля по 15 августа с 11.00 до 21.00. Следовательно, подчеркивалось, в целях предупреждения и осуществления перевозок грузов с установленными требованиями необходимо заблаговременно получить по заявлению спецразрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (включая иностранные) по территории РК.
Предприниматель Владимир Свидерский, руководитель одноименного товарищества, поинтересовался: возможно ли пролонгировать полностью неиспользованное прошлогоднее спецразрешение на текущий год и пересмотреть сумму сбора, уже оплаченную за спецразрешение. По ряду причин наш груз, говорил он, не был вывезен в полном объеме, соответственно и количество рейсов, указанных в документе, тоже не осуществлено. Согласно нормативно-правовым актам, пояснил замруководителя инспекции транспортного контроля Канат Кулжанов, регулирующим выдачу спецразрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (включая иностранные) по территории РК, спецразрешения выдаются на определенный срок. В данном случае расчеты были произведены по МРП прошлого года. Поэтому пролонгация сроков проезда либо аннулирование спецразрешений, выданных ранее, недопустимы. Также недопустим и пересмотр суммы сбора, оплаченной за получение спецразрешения.
В ходе дискуссии грузоперевозчиками были высказаны нарекания о невозможности использования большегрузных автомобилей (более 8 тонн на ось). Причина тому, считают они, пробелы в законодательстве. Между тем данное положение является тормозом для развития бизнеса в данной предпринимательской деятельности, так как вынуждает пользоваться старыми видами транспорта. Также была поднята проблема по субъективному оформлению разрешений и оформлений на транспорт большой грузоподъемности. На все заданные вопросы грузоперевозчики получили исчерпывающие ответы.
Владимир ХУДЕНКО.
Фото Вячеслава ГУБАНОВА.