15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей: Когда есть общие интересы, Покупатель прав, пока не требует своих прав?, Вопросы? Проконсультируйся

akmola-mКогда есть общие интересы
В «Ақмола Медиа Орталығы» состоялся брифинг для СМИ с руководителем облдепартамента по защите прав потребителей Кайратом Баймухамбетовым.
Государственный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей и осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам совершенствования законодательства о защите прав потребителей был создан год назад.

— Защита прав потребителей без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, малоэффективна, — сказал Кайрат Баймухамбетов. — К нам обратились более 170 жителей для разъяснения законодательства «О защите прав потребителей», а также с просьбой о помощи в оформлении претензий. По многим из них уже имеются положительные решения.

030-8-2

Основная проблема потребителей — незнание законов, собственных прав. Поэтому именно здесь развернута широкомасштабная работа. Организованы информационные уголки по защите прав потребителей в крупных торговых центрах и рынках городов и районных центров, здании областного департамента. На стендах на виду памятки потребителя, образцы претензий в адрес недобросовестного поставщика товара или услуги, исковых заявлений в суд.

За год работы проведены 113 акций: «День потребителя», «Безопасные продукты в каждый дом», «Защита прав потребителей» и другие. Постоянными стали круглые столы, брифинги, прямые телеэфиры, семинары, с помощью которых население черпает важную для себя информацию. Но и это еще не все. Предложения и   рекомендации по решению проблемных вопросов, поднятых на заседаниях круглых столов и обсужденных с местными исполнительными органами, представителями бизнес-структур, контролирующими органами направляются в Комитет по защите прав потребителей при Министерстве национальной экономики РК.

По словам докладчика, растет количество претензий по качеству товаров, особенно продуктов питания, ввозимых из-за рубежа. Для того, чтобы не допустить наводнения местного рынка небезопасной продукцией, проводится камеральный контроль участников внешнеэкономической деятельности.

030-8-3

— Каждый участник ВЭД обязан в течение месяца продекларировать завезенный товар в Казахстан, — пояснил Кайрат Баймухамбетов. — Если он этого не делает, то мы выдаем предписание и отслеживаем его выполнение. Практикуем и другой вид контроля, закупая продукты питания в разных торговых точках области для проведения экспертизы. Из 41 наименования по предварительным результатам лабораторной экспертизы 24 не соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза и гигиенических нормативов. Работа еще не закончена, готовятся предписания для устранения нарушений и снятия с реализации нестандартной продукции.

Что касается общественных объединений, защищающих интересы потребителя, Кайрат Кажима-нович подчеркнул, что НПО, как составная часть гражданского общества, выполняют функцию связующего звена между властью и населением, став эффективными поставщиками социально значимых услуг. Общественные объединения, по его мнению, способны оперативно реагировать на потребности населения. Однако отсутствие стабильного финансирования 00 не позволяет им работать в полную силу, подбирать квалифицированные кадры. Поддержать НПО в этой сфере поможет государственный социальный заказ. Акимат области откликнулся на инициативу департамента по защите прав потребителей, выделив на финансирование общественных объединений в рамках государственного социального заказа на текущий год один миллион тенге.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Покупатель прав, пока не требует своих прав?

Каждому из нас, ежедневно приобретающим различные товары, получающим всякого рода услуги, необходимо знать, что в Республике Казахстан с 2010 года существует и успешно работает Закон РК «О защите прав потребителей». А помогают разбираться в тонкостях взаимоотношений покупатель (получатель услуг) — продавец общественные объединения такие, как созданное в Кокшетау в 1993 году 00 «Общество защиты прав потребителей».

Общество защиты прав потребителей является негосударственной, некоммерческой организацией и существует за счет самофинансирования, то есть оказания платных юридических услуг в претензионном, судебном порядке, а также добровольных пожертвований предпринимателей. Впервые фразу «Покупатель всегда прав» произнес в 1961 году президент США Джон Кеннеди, которая в дальнейшем стала крылатой. Уже тогда были сформулированы основные права потребителей на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанными. Короткая формулировка не только не потеряла актуальности через 50 лет, а, напротив, стала основным правилом в отношениях между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем. Правда, острословы додумали концовку к своего рода девизу всех потребителей — «пока не требует своих прав». Вот как раз требовать соблюдения своих прав и должны научиться потребители, но делать это нужно правильно.

Во всем мире существуют три основных способа защиты прав потребителей (а они являются одним из основных прав человека, находясь на одной ступени с правом на жизнь, здоровье и т.д.): через суд, государственные органы и общественные объединения. Как показала мировая практика, добиться справедливости удается всегда только в том случае, если потребитель осуществляет защиту своих прав всеми тремя способами. В условиях свободной конкуренции, создания общего рынка потребители часто выступают в качестве «жертвы». Человек не может справиться с обилием предлагаемых ему товаров, работ, услуг, которыми рынок насыщен и даже переполнен. Что же делать? Требовать соблюдения прав уже на данном этапе, опираясь на статью 10 в Законе РК «О защите прав потребителей», которая гласит, что «потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце и т.д.». Безусловно, не всегда продавец способен предоставить запрашиваемую информацию. Возможно, в силу элементарного незнания, а нередко имеет место и умышленное сокрытие подлинных сведений о товаре. Подобное явление называется «стратегией быстрой реализации товара».

Если вас все-таки обманули, и, придя домой, вы заметили, что приобрели товары (услуги, работы) ненадлежащего качества, поспешите обратиться с заявлением в общество защиты прав потребителей, которое, защищая интересы покупателя, предъявит претензию продавцу (исполнителю, изготовителю) с предложением решить вопрос «мирным» путем в досудебном порядке. В случае отказа с согласия потребителя по истечении 10 дней материалы направляются в суд, государственные органы, но это уже крайняя мера. Как правило, продавцы признают свою неправоту еще на первом этапе.

На некоторые виды товаров, услуги жалобы поступают намного чаще, на другие реже. В основном заявления кокшетауских потребителей касаются приобретения некачественной оргтехники, бытовых приборов, одежды, мебели, обуви, а также услуг (изготовление окон, мебели и т.д.). В среднем в год поступают до 200 устных обращений, 215 телефонных, 80-90 письменных заявлений, из них до суда доходит лишь десятая часть. Значительно меньше претензий к качеству продовольственных товаров, скорее, из-за низкой их стоимости.

При обращении потребителя с письменным заявлением ему разъясняются права и порядок рассмотрения как в претензионном, так и, возможно, в судебном порядке. В этом случае потребитель должен быть уверен, что в ненадлежащем качестве товара или услуги его вины нет -это и является одним из важных условий положительного решения вопроса по претензии или в суде. Иногда судебное производство может длиться несколько месяцев, к этому надо быть готовым и ни за что не опускать руки. Знайте, что закон на вашей стороне. В основном судами всех инстанций выносятся объективные и справедливые решения в соответствии с законом.

На многих бутиках, отделах ТД продавцы, не стесняясь, вывешивают объявления «Товар обмену и возврату не подлежит». Это незаконно, ведь тем самым потребителя дезинформируют умышленно. Выставляя напоказ свое нежелание работать по закону, продавцы «рубят сук, на котором сами сидят», то есть отпугивают клиентов. Купленный товар всегда подлежит обмену и возврату в двух случаях: в течение 14 дней с момента покупки, если он абсолютно не использован,   сохранены   товарный

вид, упаковка и т.д.; в течение гарантийного срока (если таковой определен производителем) товар ненадлежащего качества, если гарантийные сроки не оговорены, то в пределах двух лет.

Наиболее распространенная ошибка наших потребителей — не истребование кассового чека или иного документа при покупке. При отсутствии кассового аппарата у предпринимателя (если он работает по патенту) покупатель имеет право потребовать информацию о товаре на обычном листке бумаги. Даже этот так называемый «мягкий чек» может послужить хорошей доказательной базой. При этом продавец должен предоставить полный юридический адрес, ФИО, что предусмотрено статьей 26 Закона РК «О защите прав потребителей».

Некоторые предприниматели не жалуют ОО «Общество защиты прав потребителей», видя в объединении «помеху» для развития собственного бизнеса. Но таким отвечу: ваш бизнес и имидж зависят от правильного, культурного и вежливого отношения к потребителям, не обманывайте своих клиентов, будьте честными с людьми и самими собой. Конечно, в основной массе предприниматели — добропорядочные и честные, но есть и такие, которым выгода важнее их чести.

В преддверии Международного дня защиты потребителей хотелось бы пожелать потребителям и продавцам взаимоуважения. Потребители, не давайте себя обмануть, за свои деньги вы должны получать качественный товар и услугу, умейте пользоваться своими правами.

Серик МАКИШЕВ,
председатель 00 «Общество защиты прав потребителей».

Вопросы? Проконсультируйся

При облдепартаменте по защите прав потребителей заработал консультационный центр.

Он создан специально для помощи акмолинцам, вопросы можно адресовать заместителю руководителя департамента, представителям общественных объединений, защищающих интересы потребителей. Специалисты центра рассмотрят на месте устные или письменные обращения, проконсультируют по любым вопросам, касающимся взаимоотношений покупатель — продавец. В их компетенции также оказание содействия в составлении запросов, подготовка судебных исковых заявлений и оказание другой методической помощи.

Уважаемые акмолинцы, если у вас имеются вопросы, требуется помощь, вас ждут каждые вторую и последнюю среды месяца с 15.00 до 17.00 заместитель руководителя облдепартамента по защите прав потребителей Ю.Э. Михель и председатель ОО «Защита потребителей» С.Р. Макишев по адресу: ул. Кенесары, 14 а. Также работает телефон «горячей линии» 26-67-40, на котором дежурят специалисты. Предварительная запись ведется по телефонам 26-55-88 и 26-67-40.

Ренат ШАГАЛАЕВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также