Вторая жизнь древнего ремесла

123-4-2Вернисажи
В Кокшетау, в областном историко-краеведческом музее, состоялась выставка именитых казахских зергеров — ювелиров, мастеров высокого класса Естая Даубаева и Айжан Абдубаитовой «Мастерство и вдохновение».
Под руками талантливых мастеров-алматинцев древние техники переживают вторую жизнь. На презентации глаза разбегались от серебряных ювелирных украшений — колец, серег и браслетов — признанного среди золотых и серебряных дел мастера Естая Даубаева. Участник, оформитель и организатор международных выставок и ярмарок не смог приехать сам.

Член Союза художников РК, директор авторского дома золотого шитья «Зерлеу» Айжан Абдубаитова лично представила элитную парадную одежду — расшитые золотом шапаны — ханские, айтыс-шапаны, Қоркыт ата шапаны. Трудно было отойти от белоснежных, нарядных, похожих на свадебные мужского и женского шапанов, так и названных «Күн шапаны». Белую ткань, красиво сочетаясь, оттеняет непрерывающийся золотой узор вышивки, все орнаменты которой разрабатываются самой Айжан. Думается, многим молодым женщинам хотелось примерить изящный шапан, платье и красиво расшитый, высокий головной убор молодой замужней казашки — саукеле. Уж очень красиво и нарядно смотрелся этот ансамбль.

Особо благородно выделяется среди всей выставленной парадной одежды шапан и головной убор Абылай-хана, вышитые, как, впрочем, и другие вещи, в уникальной старинной технике канители. Это весьма трудоемкий процесс, история которого уходит в средневековье. Не оторвать взгляд от бесчисленного множества ажурных золотых узоров разной длины, ширины, нанесенных на ткань. При этом мастеру важно учесть исторические традиции, символику, а вещи не только художественно выразительны, но и рассчитаны на практическое использование в течение длительного времени.

Немало посетителей задерживались у вышитого родового дерева Первого Президента РК — еще одной эксклюзивной работы Айжан Абдубаитовой, возродившей в Казахстане старинную технику вышивания золотой канителью, называемую зерлеу. Причем это не просто творчество золотошвейки, это уже особая философия, которая сегодня ведет по жизни самого мастера. По словам Айжан, издревле казахи так расписывали праздничную одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода элиты, считавшиеся в советские времена пережитком прошлого.

Художница рассказывает, что, приступив к изучению казахского прикладного искусства, находящегося в плачевном состоянии, увидела, что есть забытые технологии, есть такие, что могут просто исчезнуть, если не систематизировать, не издавать методические пособия, развивать направления, создавать программы. Поэтому много лет назад, отложив в сторону основное занятие — ковроткачество и гобелены, посчитала своим гражданским долгом начать самостоятельно познавать и возрождать совершенно новое для себя древнее национальное искусство зерлеу. Еще Айжан уверена, прежде чем постигать любое искусство, особенно зарубежное, нужно знать своеродное, национальное.

Пять лет ушло на изучение этой технологии, ведь перенимать навыки было не у кого, пришлось стать самоучкой. А что же ее вдохновляет? В основном старинные экспонаты, хранящиеся в музеях страны и их фондах. «Бывает, что на глаза попадется древний казахский калпак или тюбетейка, вышитые на таком высоком уровне, что вещь эта, ее оформление просто не дают покоя, — делится Айжан. — Случается, что какая-то крохотная вещичка или мельчайший ее фрагмент вдохновляют на работу целый коллектив».

К примеру, художница с помощницами восстановила из старых практически истлевших кусков, которые тамошние музейные работники собирались списать и уничтожить, старинное покрывало, которым некогда было укрыто надгробие Ходжи Ахмета Яссауи. А первым заказом, вспоминает Айжан, для нее и ее учениц в 1994 году стала копия камзола Фатимы — любимой супруги хана Жангира.

Словом, каждую выставленную вещь можно рассматривать часами, да и на создание таких произведений прикладного искусства уходят если не годы, то месяцы точно. Несмотря на более чем 25-летний стаж работы, на первую персональную выставку такого рода по стране Айжан, по ее словам, решилась лишь теперь.

123-4-3

Выставка, которая продлится в Кокшетау до конца октября, ценна не только тем, что можно увидеть, дотронуться руками до шедевров, демонстрирующих возрожденное национальное искусство зерлеу. Экскурсоводы могут рассказать много интересного о камнях и серебряных украшениях, поведать о старинном прикладном искусстве казахов вышивки золотом. Нечасто нас балуют мастера подобным, поэтому стоит сходить в музей и увидеть все лично.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также