Печальная история любви

116-8-1Рампа
Премьерой спектакля «Біржан салдың шідері» (дословно «Путы Биржана сал») открылся 18-ый сезон казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова. Пьесу о романтических и вместе с тем драматических моментах жизни великого певца и народного любимца написал известный драматург Баянгали Алимжанов, присутствующий на премьере, режиссер-постановщик спектакля — Сафуан Шаймерденов.

В основу пьесы положены реальные события: история последней любви поэта-импровизатора и юной Ляйлим. Жанр спектакля не случайно определен как драма: судьба влюбленных трагична — девушка засватана и должна выйти за другого, они не могут быть вместе. Эта сложная ситуация и стала сюжетной канвой спектакля. Как известно, любая театральная постановка-это камерные рамки, в которые втиснуты интерпретируемые события. Из сюжета, реплик, разговоров героев мы узнаем о том, что степные поэты в ХГХ веке ведут богемный и свободный образ жизни: ездят по аулам в сопровождении верной свиты, поют, даря людям радость, праздник. Они все еще сохраняют ряд привилегий, их встречают с почетом, ждут в каждом ауле. Вместе с тем новая элита степняков, состоящая на службе российской колониальной администрации, не желает признавать традиционных привилегий поэтов. Таков исторический контекст постановки, в начале которой веселая компания певцов, шутников-джигитов во главе с Биржаном сал въезжает в аул Кольбая, где тут же начинается яркий праздник с песнями, шутками. Послушать Биржана сал, его учеников собираются и стар, и мал. Все взоры обращены на благородного красавца, степного трубадура, ловится каждое его слово, взгляд, и немудрено, что весеннюю степь вдруг озаряет нежданная любовь, вспыхнувшая в юном девичьем сердце с огромной силой. Она чистым и ярким лучом пробивается сквозь вековые устои, обычаи, наполняя силой, увлекая и самого поэта, заставляя его творить, воспевать ее.

Благодарные аулчане одаривают певцов, силача Балуана Шолака (Зулкапил Батихан), образ которого автор ярким штрихом вывел рядом с образом главного героя, чем могут. Но идиллию нарушает старший брат жениха Ляйлим, который, прослышав о том, что его будущая невестка отдала свое сердце Биржану, разгневанный прибывает в аул для разбирательств. Они сходятся в рукопашной, и несостоявшийся родственник повержен, с угрозами в адрес народного любимца, обещая отомстить.

Спектакль не претендует на историческую достоверность. Это вольный рассказ о тех романтических временах, хранящихся в народной памяти, когда благородные рыцари-певцы могли увлечь, повести за собой. Тем не менее, значимость постановки повлияла на игру актерской труппы, которая работала великолепно. Голоса, шутливые и запальчивые реплики персонажей в разговоре как добродушном, так и в сердитом, их ссоры, остроты, юмор, полная непринужденность манер воспроизведены великолепно каждым из участников, будь то герои или участники массовых сцен. Роль главного героя великолепно сыграл ведущий актер театра Жарас Каддаров. Он смог, причем весьма убедительно, показать этот сложный образ в разных ситуациях: мучающегося от необходимости делать выбор между чувством и возможностью свободно парить и творить, достоинством и унижением, честью и бесчестьем. Не менее сложную роль возлюбленной поэта — Ляйлим — талантливо представила молодая актриса Баршагуль Малгаждарова.

Нельзя не отметить мастерскую игру Кайрата Мурзаболатова (Кольбай — старший брат Ляйлим), Айны Жунусовой (жена Кольбая). В любой роли полностью вживаются в психологию своих героев любимые многими кокшетауцами актеры Толеубек Конбай, Гульмира Жикилина. Вот и на сей раз в небольшой эпизодической роли стариков-аулчан, они сумели своей неповторимой игрой вызвать смех в зале.

В спектакле, конечно же, звучат знаменитые песни степного композитора. К слову, песни Биржана «Адасқақ», «Жонып алды» и другие, актеры исполняли сами, аккомпонируя себе на домбре.

Словом, труппе под руководством режиссера Сафуана Шаймерденова, который, кстати, начинал актерскую стезю именно в нашем театре, удалось воссоздать атмосферу того времени, вызвать у зрителей чувство сопричастности и сопереживания героям. Конечно, весь спектакль звучит особенно прежде всего потому, что имеет замечательных, вдохновенных и глубоких Биржана сал и Ляйлим, имя которой певец увековечил в песне «Ләйлім, шырақ». Эмоциональная сила игры талантливых актеров местами, кажется, переливается за рамки сценического образа. Думаю, не у одной зрительницы стоял комок в горле, когда влюбленные в финале спектакля прощаются, понимая, что законы степи, жизни не позволят им быть вместе. Между ними шідер — те самые путы, из которых они не могут выбраться, не смеют и переступить. Она — светлая, раскрывшаяся, нашедшая себя, — молит о том, чтобы он не оставлял ее. Он — раздираемый чувствами, любящий, мятущийся, — все-таки уходит… А со сцены в зал льется пронзительная песня «Лэйлім, шырақ», та, что родилась в душе поэта после встречи со своей юной музой.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

На снимке фрагмент спектакля: Биржана сал с почетом встречают в ауле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также