28 сентября — День машиностроителя: Праздник с рабочим настроем, Лифты ждут старта

113-4-128 сентября — День машиностроителя
Праздник с рабочим настроем
Степногорский подшипниковый завод сегодня переживает не лучшие времена, но при этом работники СПЗ по-прежнему являют собой пример того, как в условиях вынужденного снижения производства не опускать руки.
Осваивают новые типы подшипников, которые в перспективе наряду с выпуском традиционной продукции станут хорошим заделом для стабильности и дальнейшего развития предприятия. Накануне профессионального праздника мы пообщались с генеральным директором АО СПЗ Анатолием ТОМИЛОВЫМ.

—   Анатолий Иванович, с какими производственно-экономическими показателями подходит СПЗ к празднованию Дня машиностроителя?

— Мы начали этот год с планом производства 1 млн 173 тысячи вагонных и сферических подшипников. На 1 сентября выпустили 568,5 тыс. подшипников, что почти на 40% меньше произведенного за аналогичный период прошлого года.

Всего за 8 месяцев 2014 года реализовали подшипников на 6 млрд тенге (62% к 2013 году). К сожалению, заказы со стороны нашего основного потребителя — российских железных дорог — не позволяют нам делать оптимистические прогнозы на четвертый квартал.

С чем связано существенное снижение объемов производства?

— Сказалось несколько факторов. В первую очередь, резкое падение грузоперевозок, и, как результат, из 1,3 млн. вагонов четвертая часть простаивает в тупиках. Эти 300 000 вагонов в основном с истекшим сроком эксплуатации и подлежат утилизации, а подшипники с колесными парами идут на ремонтные нужды в депо. Отразилось на нашем производстве негативно и замораживание правительством РФ тарифов на грузоперевозки на 2014 год. Наши подшипники сегодня менее востребованы еще и потому, что российское правительство выделило средства на производство инновационных вагонов с нагрузками на ось 23,5 и 25 тонн, в которых используется двухрядный конический подшипник повышенной грузоподъемности, а также снизило тарифы грузоперевозок на эти вагоны для стимулирования приобретения.

Чем занят завод в условиях снижения объемов производства железнодорожных подшипников?

— Активно занимаемся освоением новых типов подшипников, производство которых передано нам Европейской подшипниковой корпорацией с Московского подшипникового завода. В этом году мы планируем лишь освоение 50 типов подшипников — без серийного производства. В ближайшее время существенно увеличим объем производства благодаря новой продукции. Предстоит выпуск 70 000 подшипников на 2,5 млрд. тенге, капитальные вложения в связи с этим составят 500 млн. тенге. Для освоения подшипников московской номенклатуры получили первые станки. С сентября на завод поставляется дополнительное оборудование для освоения оставшихся типов подшипников.

Все осваиваемые нами подшипники сразу же поступают к потребителям. Можем с удовлетворением сказать: пока в наш адрес нареканий не поступало. Это не значит, что не было проблем при освоении. Мы постарались организовать процесс так, чтобы к выпуску продукции все проблемы были решены.

До конца года планируем освоить еще 33 типа радиальных подшипников Московского завода.

В сентябре этого года представители Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» провели на СПЗ первый надзорный аудит системы менеджмента бизнеса. Каковы итоги этого аудита?

— Было проверено большинство основных цехов и служб завода. В очередной раз СПЗ успешно прошел испытание — подтвердил соответствие заводской системы менеджмента бизнеса требованиям стандарта IRIS. Это новый шаг в развитии бизнеса нашего предприятия, сделанный как по требованию потребителя, таки по велению времени рыночных отношений.

Принято ли решение о создании нового подшипникового производства американской компании «Timken» на площадке Степногорского подшипникового завода?

— Да, такое решение уже есть. Представители компании «Timken» с мая дважды посещали СПЗ для рассмотрения вопроса об организации совместного с ЕПК производства и размещении его на пустующих площадях нашего предприятия. В октябре представители компании снова побывают на нашем заводе для детального обсуждения всех вопросов, связанных с планировкой производственной площадки в Степногорске и проведением ее экологической оценки. Это самостоятельное производство, которое не будет включено в структуру Степногорского подшипникового завода, но при этом предполагается, что мы будем делать для американцев поковки и токарную обработку подшипников.

Как завод планирует завершить далеко не лучший 2014 год? И не повлечет ли это массовое сокращение работников?

— Планируем по итогам года выйти на 850 тысяч подшипников и 9 млрд. тенге товарной продукции. С учетом этого плана и большой программы освоения новых типов подшипников до конца года ежемесячно будем производить в среднем 70 тысяч подшипников. Это уже хорошо, если учесть, что в прежние месяцы мы опускались в производстве до 40 — 50 тысяч подшипников. Освоение новых типов подшипников (а за этим монтаж нового оборудования, изготовление оснастки, запуск станков, обучение работе на них), с учетом выпуска нашей основной продукции, думаю, позволит нам задействовать в производственном процессе всех работников СПЗ и не идти по пути сокращения персонала.

Сегодня на нашем предприятии трудятся 2069 человек. Я очень благодарен каждому работнику завода, кто верит в родное предприятие, не оставляет его в трудный час и делает все возможное, чтобы СПЗ уверенно шел вперед. Наша основная задача сегодня -добросовестно трудиться каждому на своем рабочем месте, как можно быстрее освоить новую продукцию, поднять производственные показатели, а тогда уже можно будет говорить и о росте зарплаты, которая сейчас в среднем составляет 84 200 тенге.

Накануне Дня машиностроителя хочу пожелать своим коллегам — работникам Степногорского подшипникового завода и всем машиностроителям Акмолинской области — успехов в работе, благополучия и счастья в семьях, здоровья и уверенности в завтрашнем дне.

Беседовал Виктор МОЛОДОВСКИЙ.

***

Лифты ждут старта

Парадокс: в Казахстане, особенно в Астане и Алматы, — уйма высотных зданий, а вот предприятий, производящих для них лифты, до августа нынешнего года не было ни одного.

Исправить это «недоразумение» решили учредители ТОО «SKY Express Elevator KZ». Вообще-то их фирма строительная, но однажды уже перед сдачей очередного объекта в нем отказал лифт. Поломка была незначительной — сгорела одна из плат, но ждать новую (лифт-то заграничный) пришлось очень долго. Вот тогда-то к ним и пришла мысль построить свой лифтовый завод. Это была и насущная необходимость для всей страны, и широкое поле деятельности, огромный рынок сбыта — почти все субъекты СНГ, государства Ближнего Востока.

— К затее своей мы подошли очень основательно, — говорит директор завода Абай Нургалиев. — Все рассчитали: место расположения, мощность, виды лифтов и другое, потом очень долго искали партнеров, которые помогли бы нам и оборудованием, и агрегатами, а, главное, опытом — ведь мы в этом деле абсолютные новички.

После долгих поисков остановились на производителях лифтов из Китая — у них и богатый опыт, и отлаженное производство, и географически они рядом с нами.

В январе этого года в ауле Косшы, рядом с Астаной, началось строительство первого в Казахстане лифтового завода. Через 7 месяцев он был сдан в эксплуатацию. Мощность нового предприятия — 1 тысяча лифтов в год. Оно может производить все стандартные лифты грузоподъемностью от 400 до 1250 килограммов, способных вместить от 4 до 16 человек. Помимо их завод будет выпускать лифты больничные (1600 кг), грузовые и автомобильные (5 т), лестничные подъемники для людей с ограниченными возможностями, лифты панорамные и коттеджные по индивидуальным заказам, эскалаторы.

Важная особенность: завод может делать лифты для «советских» домов — их кабины со всем необходимым оборудованием на крышах будут умещаться в высоту верхнего этажа «старого» дома, которая обычно составляет 3,5 метра.

Еще один «плюс» — срок изготовления лифта. В среднем по мировому «лифтовому» рынку он составляет 4-6 месяцев, на Акмолинском заводе его сделают за два. Но и это еще не все: изготовитель берет на себя пуско-наладочные работы, двухгодовое гарантийное обслуживание и сервисное -на весь срок эксплуатации. Кабины лифтов — двух видов: из окрашенной стали и из нержавеющей. Лифты будут бесшумными, высокоскоростными, безопасными.

Новое предприятие — совместное, казахстан-ско-китайское, но контрольный пакет — наш. Что касается долевого участия в производстве, то оно пока распределено таким образом: из Китая -электродвигатели, электроника, панели управления, фурнитура, автоматика, системы безопасности, а вот корпус, основание, крыша кабины, тросы, противовесы, в общем, металлические составляющие, будут делаться непосредственно на заводе самими казахстанцами, как и сборка, и пусконаладка.

— В целом, завод готов к работе, — считает ведущий инженер нового предприятия Айдар Оразалин. — В данное время мы с рабочими занимаемся благоустройством цехов, участков, территории, еще и еще раз проверяем работу станков, всего оборудования. Ждем команды «старт».

— Чтобы начать работу и уже не останавливаться, нам надо завершить решение двух задач, — поясняет Абай Нургалиев. — Одна из них — набор штата. Подбираем, признаюсь, с трудом, высококвалифицированных сварщиков, резчиков по металлу, специалистов по КИГГиА, сверловщиков, монтажников по сборке лифтов. Когда наберем, а это уже скоро, приедут китайские специалисты, они расскажут и покажут нашим первым лифтостроителям, как надо работать, поделятся с ними своими знаниями и опытом.

113-4-2

Другая, не менее важная задача — портфель заказов. Мы разослали наши коммерческие предложения по многим адресам. Хотим получить как можно больше заказов, заключить побольше договоров. Да, наш завод пока еще никто не знает, над этим надо и будем работать. Тем не менее, заказы уже поступают. Интерес к нашим лифтам проявили предприятия Астаны, Алматы, Актау и других городов. Мы уже заключили более 20 договоров. Еще немного и производство «заведем», включим. Главное — начать, потом будет легче. А чтобы начало не сорвать, чтобы первый блин не оказался комом, не суетимся, делаем все обдуманно, размеренно, но, конечно, не расслабляемся, поторапливаемся.

По расчетам директора, завод стабильно заработает в ноябре-декабре. А уже в новом году в зданиях появятся комфортные, быстрые лифты с отметкой «Сделано в Казахстане».

Александр ДОЛГОВ.

Целиноградский район.

На снимке: работники нового завода — сверловщик Хасен Нуржанов и электромеханик Сейтхан Исабай.

Фото Жаната ТУГЕЛЬБАЕВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также